Найти тему

Топ-4 видеоигр, сделанных из подручных материалов

Всем привет! Меня зовут Антон, я один из авторов этого канала и недавно закончил проходить очередную игру, сделанную из глины. В этой связи решил собрать личный топ подобных проектов (небольшой, но все же), с подробностями об их создании и личными впечатлениями.

Сразу уточню, что пишу только о том, что знаю сам, поэтому многих вещей тут не будет: разных проектов из 90-х, Unravel, который тоже выглядит реалистично, а также многочисленных LEGO-игр, у которых, может, и были прототипы из конструктора, но мне об этом неизвестно.

Если вы играли в неназванные здесь игры, или вам есть на что возразить в этом материале, пишите в комментарии.

А теперь — поехали!

4 место — Tearaway Unfolded

Начнем с, пожалуй, самой распиаренной игры в списке — Tearaway в версии для PS4. Она досталась мне в PS+, и поначалу играть в нее было полным восторгом.

Во-первых, тут крутой визуал: яркие цвета, мимишные мордашки, разная природа в кадре. Во-вторых, стилизация всего и вся под бумагу.

Причем бумага тут использовалась по-настоящему: у многих вещей в игре сначала были прототипы, сделанные руками сотрудников студии.
А еще движок игры рассчитывал, как будет выглядеть тот или иной объект, буквально «вырезая» его из виртуальной бумаги. Так что авторы всегда были уверены в том, что их модели можно создать в реальности
А еще движок игры рассчитывал, как будет выглядеть тот или иной объект, буквально «вырезая» его из виртуальной бумаги. Так что авторы всегда были уверены в том, что их модели можно создать в реальности

Благодаря тому, что в самой игре не использовалась настоящая бумага, ее сделали очень активной (остальные проекты из списка гораздо медленнее, потому что там в основном использованы фото реальных объектов).

К сожалению, очень скоро игра мне наскучила: возможно, на PlayStation Vita, где она выходила изначально, было больше интересных взаимодействий с окружением.

Главный дизайнер игры Рекс Кроул говорил, что инвесторам эту игру описывали как «у нас есть бумага, через которую пробиваются огромные пальцы», отсылая к использованию тач-панели на Vita.

...а программистам впервые пришлось тестировать уровни не на экране компьютера, а на собственном столе.

Но на PS4 это оказалось очередной детской аркадой, в которой адекватную замену нашли далеко не для всех механик из оригинала. В итоге магия взаимодействия с бумажным миром скоро выдыхается, а крутого челленджа, как в играх Nintendo, здесь нет.

3 место — The Swapper

Головоломка The Swapper сделана как будто из глины, но на самом деле в ней просто используются фото реальных объектов, составленные на компьютере в интерьеры космической станции «Тесей».

-3

По геймплею это аркада с загадками, которые надо решать с помощью своих же клонов, которых ты создаешь специальным устройством. Всего можно наштамповать до четырех клонов и перемещать между ними свое сознание.

«Глиняная» природа игры позволила сделать окружение воистину «материальным», сохранив все текстуры и иллюзию настоящей физики. А использование готовых фото помогло авторам игры сэкономить время при работе над ней.

В целом, это создает правильную давящую атмосферу, и этот прием особенно работает, когда герой попадает в большие локации, вроде комнат отдыха или перелета между объектами станции:

Беда в том, что из вручную обработанной глины трудно сделать идеально ровную поверхность, а для настоящего разнообразия деталей нужно потратить очень много времени на проработку мира (как было в случае со следующей игрой).

Элементы игры в «естественном» состоянии
Элементы игры в «естественном» состоянии
В итоге большинство загадок находятся в довольно однотипных комнатах, с кривыми-косыми стенами и минимумом интерьера. Предназначение таких комнат на настоящем корабле, кроме как для размещения там загадки, сложно придумать, — а потому и верится в них с трудом.

В эстетическом плане The Swapper губит однообразие. Хочется воспевать необычный стиль игры, но на практике он скорее мешает, чем помогает восприятию. Но это все равно натуральные материалы, поэтому и место в нашем топе — не последнее.

2 место — The Dream Machine

Интересно, что делать эту игру начали раньше, чем The Swapper, а закончили — на 4 года позже. Потому что трудилось над ней всего двое разработчиков, а все семь эпизодов используют столько подручных материалов, что из них, наверное, можно построить небольшой дом.

-6
Вот краткий перечень с Wiki: глина, картон, ватные диски, галька, бумага для выпечки, мох, дерн, средства для чистки труб, брокколи, лишайник, молотый кофе, образцы ковров, свиная отбивная, презервативы, мячи для пинг-понга, пластиковые куклы, изоляционная пена, спички, алюминиевая фольга, латекс, пряжа, полотенца, макаронные изделия, ультрафиолетовая пряжа и порошок, кости и палочки для мороженого.

Геймплейно это классический квест, где герой путешествует по снам своих соседей, чтобы победить что-то типа сонного паразита. И если первые пара эпизодов выглядят хоть и мрачной, но довольно стандартной фантастикой, то ближе к концу начинается натуральный вынос мозга, с психоанализом и аллюзиями буквально на грани.

И чтобы такие моменты воспринимались всерьез, а не как «глиняные фигурки пытаются в мелодраму», разработчикам нужно было очень постараться.

И у них это получилось: с одной стороны, в последних эпизодах стало еще больше необычных предметов разной формы и фактуры, а с другой, это все работает на атмосферу, и на экране видишь не светящуюся пряжу и пластикового младенца, а некий потусторонний мир и... впрочем, это будет спойлер :)

Стрим разработчиков по созданию одного из «крышесносных» эпизодов

The Dream Machine — очень смелая попытка независимых авторов донести свое видение необычными средствами. Одно из таких средств — использование настоящих материалов во всей (немаленькой!) игре. И пусть на ее создание ушло 9 лет (первая картинка) — если вы ее все же осилите, то поймете, что оно того стоило!

1 место — The Neverhood

Самая старая игра в списке — самая лучшая? Хм, что бы сказал по этому поводу наш товарищ с канала «Синдром утенка»?)))

-9
Но у этой игры есть важная деталь, которой нет в других проектах из списка: единство игрового мира. Её создатели взяли пару тонн пластилина и нанесли его на деревянный каркас — чтобы создать миниатюрную копию самого Неверхуда (ну, или большей его части).

Это позволило им показать прогулку по нему с видом от первого лица (при том, что это была реальная камера, которая скользила по рельсам, проложенным по реальному пластилину).

Не знаю, как остальным игрокам, но лично мне это здорово помогало ориентироваться на местности: если я стрелял из огромной пушки, то я точно знал, куда улетел снаряд. Я также понимал, где на локации находится то или иное здание или объект.

На мой вкус, это признак крутого геймдизайна ограничить все действие небольшой, но очень проработанной локацией, чтобы её легко было запомнить. Таким были особняк Джиндоша в Dishonored 2, корабль «Ишимура» в первом Dead Space и особняк в оригинальной Resident Evil.

Большое видео на английском языке обо всех аспектах создания игры (и о Стивене Спилберге!)

А ведь в Neverhood был ещё и сюжет! И был он о созидании — мира и людей. И тут как нигде прежде органично вплетается пластилин: ведь это один из самых распространённых материалов для того, чтобы творить. Так что в показанные на экране проблемы Создателя и его творений — веришь.

***

Такой вот субъективный топ получился. На мой взгляд, само явление создания игр из подручных средств — классная штука, что для игроков (в компьютерной графике еще нет столь детальных текстур), что для авторов (можно не париться созданием 3D-моделей). Но нужно понимать, что это небыстрый процесс, а результат необязательно всем зайдет. Зато уж если зайдет, то есть шанс запомниться на века!

А какие у вас такие любимые игры и почему? Пишите в комментарии. А еще подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие наши публикации.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц