Найти тему
VIKENT.RU

Риски школы и умения Учителя…

Писатель и учитель литературы Дмитрий Быков рассказывает о рисках современной школы и умениях учителя…

Текстовая расшифровка видеоцитаты

В зависимости от того, как он [учитель] справляется с тремя вещами, надо оценивать его и школу.

Первое. Способен ли он дать систему, по которой школьник получает знания? Факты сами по себе не дают ничего, как сами по себе ничего не значат опилки. Нужен тот «магнит», который расположит их определенным образом, построит «силовое поле».

Я преподаю литературу и для меня большая проблема — как преподавать ее сегодня, когда экономическая теория Маркса уже ничего в литературе не объясняет. Структуралистская кое-что объясняет, но это изучение кирпичей, а не плана здания.

Наверное, надо изучать эволюцию жанров, метасюжеты, которые все описывают, не сговариваясь. Почему практически во всех романах XIX века присутствуют дуель сверхчеловека и лишнего человека? Может, десять случаев привести, начиная Онегина с Ленским и кончая фон Корина с Лаевским.

Можно изучать эволюцию романов XX века — почему во всех романах присутствует инцест и мертвый ребенок. Это достаточно сложная тема, можем об этом поговорить — это увлекательно.

Второе, что должен делать учитель. Он должен по возможности смикшировать те трудности, которые ожидают ребенка в коллективе единомышленников или сверстников, если у этого ребенка есть способности, особенности.

У одного моего Коллеги была в классе ситуация. Родители удочерили девочку, очень умную, симпатичную. Но у нее была тяжелая врожденная патология и она выглядела очень некрасиво — выцвевшие клочковатые волосы и так далее. И учитель сказал детям, что она инопланетянка, поэтому она так выглядит.

Он правильно поступил или нет? С моей точки зрения, правильно, но это эксперимент рискованный.

Или я выступал перед детьми-калеками в одном детском доме, умными детьми отказников. Я начинаю что-то говорить и чувствую, что у меня нет с ними контакта — они такое в жизни повидали... И я им говорю — мы же с Вами люди особенные. Вот я болезненно толст, у Вас есть проблемы с передвижением, с чем-то еще. Мы все калеки. Поэтому я хочу Вам напомнить классический анекдот.

«Мальчик, у которого нет ручек, просит у мамы яблочко. Мама говорит:

— Поди и возьми!

— Но у меня же нет ручек.

— Нет ручек — нет яблочка. »

Они так хохотали и контакт установился. Я за экстремальную педагогику, педагогику риска.

Может ли учитель остановить травлю, если она происходит в школе? Может ли учитель талантливого ребенка, но с диким самомнением, вовремя поставить на место? Может ли он найти «чмошника», затравленного всеми, и поставить его на первое место в классе и наоборот опустить абсолютного подонка?

Когда я был молодой еще, у меня в классе был мальчик — страшная сволочь, порочный мальчик, мучил всех. И мне пришлось во время похода этого мальчика напоить и его перепить. И то, что он перед всеми проблевался, очень понизило его статус. Но тогда у меня не было других шансов поставить подонка на место. Они же бывают подонками и в десять лет. Как с этим быть?

Знаменитая история, когда Макаренко одному дал по морде. Пришлось, и после этого его зауважали.

И третье, что должен делать учитель. Если он умеет внушить интерес к предмету, понимание зачем это нужно, тогда он на своем месте. Если он вместо этого демонстрирует какие-то новейшие методики обучения, интересуется Штайнеровской педагогикой и Вальдорфскими школами, ходит с детьми на экскурсии и устраивает с ними домашние театры, но при этом не дает им знаний... То это потенциальный вождь тоталитарной секты, самолюбующийся кретин, которому место где-нибудь среди режиссеров самодельных театров-студий.

Он должен уметь вложить ребенку необходимый минимум информации. Если он этого не делает, то всем новым школам грош цена.

Где взять таких учителей? Либо обращаться в старые школы, где есть учителя еще советской закалки. Либо не отдавать его в школу и давать ему домашнее образование. Такая возможность есть, потому что школа — это место повышенного риска. Вы знаете, какие вещи можно принести из школы, помимо педикулёза?

Будьте в этом смысле свободны — учите его на дому. Если Вы не хотите, чтобы он интегрировался в коллектив. А я Вам честно скажу — в некоторые коллективы не нужно интегрироваться, потому что это вредный опыт...

+ Ваши дополнительные возможности:

ДОКЛАДЫ по ТЕМАМ: РАЗВИТИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ…

Использованные в статье материалы

  1. Источник видео
  2. Музыка - Unseen-Stages