Найти тему
"Волость"

COVID-19: удар ниже пояса

Загрязненная окружающая среда, вредные привычки, а теперь ещё и COVID-19 вынуждают кузбассовцев потребовать от депутатов разных уровней включения в бюджет статьи расходов на проведение серьезных исследований репродуктивного здоровья молодежи, а также на подготовку специалистов репродуктологов и созданиие специальных банков для криоконсервации яйцеклеток, спермы и эмбрионов.

По данным на 18 октября в Кузбассе выявлено уже более 13 тысяч человек, заразившихся коронавирусом. «Волость» отмечала, что демографическая ситуация в области ухудшается много лет, но какой-то сверх смертности от влияния коронавируса не зафиксировано: за весь период режима повышенной готовности на территории области от вируса или от болезней, которые произошли в связи с ослаблением организма, умерло не так уж много – 173 человека. Однако всё это может быть только маленькой вершиной айсберга, потому что ученые выявили другую «смертельную» сторону заражения: даже у выздоровевших вирус может серьезно повлиять на репродуктивную функцию. Население Кузбасса, и без того подвергающееся высоким экологическим рискам, может получить серьезный удар ниже пояса ещё и от коронавируса.

Ученые считают, что он может поражать клетки, участвующие в развитии сперматозоидов, и проникать в яйцеклетку. А уж какие последствия это затем вызовет, сейчас можно только гадать, но ничего хорошего явно не сулит. Разумеется, всё это потребует серьезного изучения, но и без того проблема зачатия детей давно вызывает тревогу кузбасских медиков. Мы попросили врача-гинеколога и репродуктолога кемеровского медицинского центра «Красная горка» АЛЕКСЕЯ ТРИШКИНА прояснить эту тему.

-2

– Как можно охарактеризовать проблему репродуктивного здоровья в динамике?

– Если в целом говорить о репродуктивном здоровье в мире, в России, в Кузбассе, то однозначно оно ухудшается. Именно поэтому клиник, занимающихся вспомогательными репродуктивными технологиями, становится всё больше и больше. Растет необходимость оказания помощи парам с бесплодием, потому что доля бесплодных пар у нас неуклонно растет. Сейчас нередко девушка подходит к замужеству, уже имея 6-7 половых партнеров в прошлом. Это тоже оказывает определенное влияние в рамках инфекции, передающейся половым путем, и бич современности – поздняя беременность.

Если брать для сравнения поведение людей в 18-19 веках, то замуж женщины выходили очень рано, по нынешним меркам, и рожали в довольно юном возрасте. Уже в 20 веке, а именно в 60-е-70-е и даже в 90-е годы, 27 лет для женщины, собравшейся рожать, считался довольно-таки зрелым возрастом. Сейчас женщина нередко откладывает деторождение на более поздний срок, мотивируя своё решение получением образования, профессиональной карьерой, тщательным поиском партнера. Например, некоторые женщины приходят к нам и сетуют, мол, мне уже 36, а партнера себе я так и не нашла. И вот это откладывание деторождения на более поздние сроки влияет серьезно на репродуктивное здоровье.

– В чем причина?

– Причины примерно понятны: вредные привычки, к тому же в 60-е и 80-е не было такого засилья в продуктах различных консервантов, искусственных материалов, электронных бытовых приборов и т.д., влияние которых на репродуктивное здоровье до конца не изучено, но оно, несомненно, присутствует. К слову сказать, увеличение массы тела от нездоровой еды однозначно влияет на репродуктивное здоровье нынешнего поколения.

Это касается и мужчин. Если мы ещё недавно говорили, как правило, о женских проблемах в зачатии ребенка, то сейчас частота бесплодных браков выровнялась и со стороны мужчин. Они «догнали» женщин. Теперь мы всё чаще говорим о комбинированном бесплодии. То есть репродуктивные нарушения есть и у женщины, и у мужчины, пожелавших иметь ребенка. К нам, например, приходят иногда немолодые женщины с низким резервом, а вслед за ними мужчины, у которых есть определенные сложности в рамках репродуктивного здоровья.

В общем, получается, что мужчине может помочь продолжить род молодая женщина с хорошим резервом, а у женщины в 40 лет мы не можем получить положительного результата. Почему не получается? Потому что даже современные вспомогательные технологии не могут решить все проблемы. Довольно часто случаются неудачные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). К сожалению, мы слабо знаем ситуацию с репродуктивным здоровьем населения у нас в Кузбассе. Оно специально не изучается и последние серьезные исследования на эту тему давно не проводились.

– На ваш взгляд, какие шаги необходимо предпринимать?

– Сегодня нужно исследовать 18-летних девушек индивидуально на так называемый антимюллеров гормон (АГМ). Лучше всего сразу после школы при поступлении в профессиональные учебные заведения. Это необходимо ввести в профосмотр. Так можно определить, например, кому из них стоит рожать «срочно», а не прерывать беременность или откладывать её к 30 годам, потому как шанс родить тогда будет ничтожным, и она за 10 – 12 лет растеряет даже тот слабый резерв, который у неё пока есть. Поэтому многим из них нужно отложить планы улучшения материального благополучия, карьеру, а успеть родить ребенка.

Кстати, сейчас есть возможность заморозить не только сперматозоиды, но и яйцеклетки. В них сохраняется молодой и здоровый потенциал. Женщина и мужчина могут воспользоваться ими позже. Особенно в том случае, если вдруг человек перенесет серьезное заболевание. Об этом людям нужно рассказывать, но пока такие намерения и исследования только в планах.

– И все-таки многим вы можете помочь?

– Да. Квот по обязательному медицинскому страхованию на ЭКО мы с каждым годом получаем всё больше и стараемся помочь всеми имеющимися средствами. В Новокузнецке (был у нас в Кузбассе новатором по вспомогательным технологиям), а затем в Кемерове открыто сейчас несколько специализированных клиник и, думаю, откроются ещё.

Справка: Исследования кемеровскими учеными репродуктивного здоровья женщин Кузбасса, проведенные в конце 20 и начале 21 века, показали: численность женщин репродуктивного возраста в Кемеровской области за период с 1998 г. по 2007 г. сократилась в 1,7 раза (1 322 700 против 786 891). Общая заболеваемость женщин региона увеличивается, и к 2007 году составила 135,7 на 1 000 населения против 87,6 в 1998 году. Можно уверенно предположить, что сейчас ситуация ещё хуже.

Главными причинами нежелания иметь несколько детей женщины Кузбасса называли: неуверенность в прочности семейных отношений (31,4 %), страх потерять работу и оказаться бедной (18,8 %), желание ограничить свои заботы, связанные с беременностью и рождением ребенка (18,7 %), страх за будущее своего ребенка (15,6 %) и нестабильность в государстве (10 %). Такие факторы, как карьера (4,3 %) и страх ухудшения своего здоровья (1,2 %) оказались менее значимыми в ограничении деторождения.

Александр Сусоев