*Примечание:
Крылатая фраза: «прокрустово ложе» - это желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственные стандарты, порой жертвуя ради формальности чем-то существенным.
________________________________________
Однажды довелось мне быть участником дискуссии о необходимости личного бренда.
- Какую степень известности готов я выдержать? - задал себе справедливый вопрос один из участников.
Такой вопрос возникает в момент принятия решения о продвижении книги и необходимости усиливать личный бренд. Хотя, на мой взгляд: книга и является тем самым инструментом для создания, укрепления и продвижения личного бренда.
Для издательства-то, конечно же, все наоборот: чем сильнее личный бренд или выше известность и популярность автора, тем издательству интереснее и выгоднее издавать его книгу. Издательский бизнес – прежде всего – бизнес, а не филантропия и т.д. и т. п.
Итак, что же делать в этом случае автору? Как лучше поступить, чтобы и овцы остались целы, и волки были сыты? Если принять предупредительные меры: все силы бросить на создание личного бренда, чтобы книгу уже ждали и вожделели, то не случится ли казус? Ожидание снижает радость, не так ли? Можетбыть, позволить книге зажить своей жизнью, и как мудрый «родитель» книги быть рядом и деликатно направлять в нужное русло – я думаю, что все понимают, что это идеальный вариант, но не издательский бизнес. Это факт и с ним не поспоришь. Бизнес живет по своим законам.
Но что же все-таки делать автору?
Первое, конечно же, писать хорошую книгу. Во что бы то ни стало – это главнейшая задача.
Второе, заручиться группой поддержки своих «добрых зрителей в 9-м ряду» (это из чудной песенки Аркадия Райкина)
Третье, довериться себе, своему внутреннему голосу, который точно знает: что вам и вашей книге нужно в данный конкретный момент.
С учетом всех этих условий двигаться по своему фарватеру на пути именно к своему читателю.
Отдельно про личные бренды.
Другая, из участниц в качестве примера привела историю создания личного бренда Сальвадора Дали и о роле Галы в этом процессе. Да, вполне возможно, что без участия Галы живопись Дали не была бы принята современниками, и он сам для них был бы неким чудаком «городским сумасшедшим». Оценка художественных открытий, как правило, происходит после смерти художника - это первая волна, вторая лет через пятьдесят после кончины, следующая волна – лет через сто, если популярность выдерживает эти периоды, имя художника вписывается в века – он становится признанным классиком, а его творчество – «нетленкой». Да, с одной стороны: история успеха Сальвадора Дали – это пример хорошего маркетинга (если говорить в современных терминах), но с другой стороны – в его живописи глубочайшее содержание, созвучное времени, а его личность – просто кладезь для пиара и само-предъявления. Я уж не говорю о совпадении личностей Галы и Сальвадора Дали, вплоть до сексуальных предпочтений. Совпало все, что могло совпасть в их случае: и история любви, и история успеха. Одно не могло быть без другого и еще не известно, что было первично.
С другой стороны – он творил, а Гала занималась его продвижением, своим, правда, тоже: ей очень нравился статус «музы» такой экстраординарной личности. Трудно было бы представить ее в роли музы, например, художника, пишущего буржуазные натюрморты или пейзажи.
На мой взгляд, это пример, хоть и справедливый, но не показательный, так как тиражированию не подлежит. Можно и много других примеров привести из эпатажных приемов, которые применяли художники, например, Пикассо бросился на витрину салона, где проходила его первая выставка, но не было ни одного посетителя. Он не выдержал такого удара судьбы и решил «покончить с собой» - на следующий день об этом писали все парижские газеты, и народ валом повалил на его выставку. Никто теперь не скажет: действительно ли, это было отчаяние или намеренная акция.
Но рассмотрим пример поближе – из нашего сегодняшнего дня. Например, г-н ХХ, которого так полюбило издательство YZ. Опять же, с точки зрения издательского бизнеса – я их понимаю. Но хочется все-таки разобраться с сутью вопроса: про личный бренд и его истинный «капитал». Степень известности – да, она есть. Но какова эта известность? Какова ее цена? И что стоит за этой ценой? Мистер ХХ сделал ставку на личную популярность и выступления. Но он позиционирует себя как психолог. Психологи не относятся к нему серьезно, даже не столь из-за популистского характера его лекций, а скорее из желания генерализации и недопустимых обобщений. Да, у него есть диплом психолога и данные харизматической личности, что позволяет собирать аудитории. Люди не хотят, как правило, работать над собой, они хотят получить готовые советы и решения. «Певец женских» душ рассыпает их направо и налево. Он же не скрывает свой синдром СДВГ. Тем, кто знаком с проявлениями данного синдрома дефицита внимания и гиперактивности, многое понятно в его проявлении, синдром этот, кстати, на руку и издательскому бизнесу. Но я, все-таки, предлагаю вспомнить и о конечном потребителе – читателе его книг и посетителей выступлений, слушателей эфиров. Соблюдается ли главная заповедь Гиппократа? Но популярность- есть, медийность - есть, тиражи раскупаются. Да будет вам счастье!
В наши же дни, в это же самое время живет, работает, выступает перед аудиторией (правда другого качества) – Альфрид Лэнгле. Действительно, живущий в наши дни человек – классик, ученик (любимый) Виктора Франкла, продолжатель лучших традиций Третьей Венской школы психоанализа, творчески развивший учение В.Франкла и создатель современной экзистенциальной психологии. Но читать его, видимо, сложно, нужно думать, работать над собой и т.д. и т.п. Кому посчастливилось слушать Альфрида (пока еще есть такая возможность) – меня поймут, когда ты ощущаешь безусловно: вот, оно настоящее – до мурашек по коже.
Все понимаю: разные целевые аудитории, разная подача, разные языки.
Но, призываю помнить и о пользе для конечного потребителя: о соблюдении заповеди «Не навреди». Понятно, что профессиональная аудитория воспринимает, изучает, и потом будет транслировать в своей работе с клиентами. И то, что профессиональное сообщество не проводит должной работы по популяризации методов Альфрида Лэнгле так, как это делает мистер ХХ. Которого они, как правило, критикуют – это их проблема. Но выбирая авторов, издательство тоже вносит свой вклад в формирование доверия к печатному и непечатному слову.
Еще пример из современной жизни: художник Н.С. (просто не хочу никого обижать или обесценивать). Художник, скажем честно, что уж там лукавить, добротный, средний. Но, я считаю, гений само- пиара. Все по законам само-презентации: медийный человек, дружит с «сильными мира сего», всегда в окружении селебритис, время от времени мелькает «по ящику» - весь арсенал задействован. Кстати, книгу тоже написал, про историю своего успеха и создания своего имиджа. И его заходы про то, что портреты друзей он может написать и «бесплатно», а вообще-то, его работы стоят безумные деньги – все это предельно ясно и понятно. Все там есть, кроме одного. Ну, вы уже, видимо, догадались, нет главного – живописи. Спорить ни с кем не буду: просто представьте его работы лет через, эдак, через пятьдесят? А через сто лет? Представили?
Поэтому, когда вы думаете о создании личного бренда, подумайте о главном: «имени кого и имени чего» будет Ваш личный бренд? «Имени» пустого, пусть, и шумного успеха ради сиюминутной популярности? Или вы хотите представить миру себя истинного: вам есть, что сказать, ваш внутренний мир богат и содержателен, у вас есть свое мнение о жизни, порядке вещей, других людях. Или ваш профессионализм, экспертность будут в помощь другим, кто только начинает путь на том поприще, который вы уже освоили и успешно в нем развиваетесь.
Или вы так любите то, чем увлечены, что украшает вашу жизнь, дарит радость, и вы хотите поделиться этой радостью с другими с помощью, например, книги, выступлений или другим каким-то образом. Все имеет право на существование, но важно отдавать себе отчет: я этого хочу?
Еще примеры личных – безличных брендов:
Готовы ли вы к жизни в вечном «реалити-шоу» - как правило, приводят в пример блог Федора Овчинникова? (хотя я отдаю дань его смелости и желанию внести в нашу российскую реальность
Возможность открытого само предъявления и самовыражения, вот таким, какой он есть, без прикрас, кавычек и экивоков). Как вам такой опыт на себя примерить? Вы готовы к тому, чтобы прилюдно «обнажаться» каждый день? Популярность ценой чего?
Правда, есть люди тотально склонные к прилюдному самообнажению, что для них такая форма популярности и такая ее степень – вполне себе приемлемы и даже органичны.
Опять же, вопрос к самому себе: я хочу этого? Мне это зачем? Для чего?
Или я могу как-то по-другому, и мне это будет более комфортно и приемлемо.
Еще немного про известность и степени ее проявления.
Моя любимая современная певица - Каро Эмеральд (Нидерланды). Как-то читаю в комментах в ютубе: Какая шикарная певица, почему она не популярна? Дурацкий вопрос, на мой взгляд. Если вы видели, хоть одно из ее выступлений, то вы поймете: почему я так говорю. Для тех, кто еще не видел, поделюсь своим ощущением и восприятием: это полнейшее счастье от то, того, что она и оркестр делают. Видно, что ее творчество – это наикратчайший способ поделиться радостью, иногда и печалью, не суть, - с другими. Такое счастье слушать и видеть, «имеющий уши – да слышит» - и ее мало заботит, насколько она популярна. Конечно же, она и интервью дает, ТВ, радио, и диски выпускает, канал ее продвигают – все стандартные инструменты есть в арсенале. Но главное – ее творчество и тот уровень счастья, которое оно дает и ей, и слушателям.
А потом все относительно: с кем сравнивать?
С Филипом Киркоровым? Светланой Лободой? Я даже не беру в качестве примеров добротно сделанный продукт или субпродукты шоу-бизнеса – хотя, и они тоже имеют право на существование, их также ждет – своя публика. Или с Билли Айлиш - поп-звезда подросток, еще не ясно, что с ней сделает популярность, обрушившаяся на столь юное создание.
Сравним с именами мирового уровня, например, Майклом Джексоном, Фредди Меркьюри?
Гении, но такие несчастные, такие одинокие, сгорали на глазах восхищенной публики?
Тогда предлагаю вспомнить, чем закончился роман Зюскинда «Парфюмер».
(Ужасный конец, когда «восхищенная толпа», не умея по-другому выразить свое восхищение, заживо его съела). Не это ли происходит с жизнью тех людей, которые отказываются от себя во имя своей же известности. Их образы, личную жизнь, интимность, границы их бытия, время также «поедает» толпа. Парадокс. Но именно так и происходит: ваш имидж, личный бренд уже живет отдельной от вас жизнью, ваша задача – ему соответствовать. А если вы развиваетесь, идете вперед, меняетесь, что свойственно человеку разумному, то, как вашему личному бренду, вас догнать? Что важно для тебя: популярность, признание, восхищение – любой ценой?
Или, как Данко, вынуть горящее сердце из груди, умереть, освещая путь людям – тоже путь творческого подвига, «горения».
Или для тебя важно жить гармонично в этом мире, проявлять свои таланты, не зарывать их в землю, а предъявлять миру? Если нужно и ценно для тебя – значит, будут те, кто увидят эту ценность и откликнутся: именно твои читатели, слушатели. Они точно есть, они ждут твои книги, твои песни, тою музыку, твои стихи и картины.
Если не проявлять то, что просится наружу, просит: в конце-то концов - яви меня миру,
Сколько еще можно откладывать «на потом». Можно вообще ничего не делать.
Оправдывая себя тем, что все уже сказано, все уже написано и до меня, и без меня, что я скажу нового, потом помидорами забросают, будут плевать в мою сторону злобные критики
И обесценивающие «доброжелатели», а мне так дорого то, что внутри, нет, не дам, не отпущу наружу в этот жестокий мир. Представьте, что вы пытаетесь сказать это ребенку через девять месяцев беременности. Дети бывают разные – бывает творчество – твой ребенок. Его нужно холить и лелеять – это твой внутренний ребенок просится в этот мир. Отпусти его – пусть летит!
Ты же не хочешь, чтобы твоя и его жизнь удостоились единственного признания, правда, совершенно безопасного, - надгробного камня с надписью: «Здесь похоронен Потенциал».
Самое главное, на мой взгляд в процессе рождения своего – родить уже, в конце-то концов.
Затем думать о том, как свое дитя вырастить, воспитать, выпустить в мир. Позаботиться о предъявлении и продвижении личного бренда. Вначале – суть, а потом упаковка. Ведь так бывает обидно, помните в детстве: висит на елке красивая конфетка, в такой замечательной сверкающей обертке, просится в руки – берешь и… пусто: конфетки-то нет, кто-то просто пошутил.
Думаю, что и вашей взрослой жизни встречается такое. Разве не так?