Найти тему
Искусство Звука

Музыкальная звезда Венеции - маэстро Буранелло

Имя Бальдассаре Галуппи мало о чем говорит современному любителю музыки, но в свое время он был одним из ведущих итальянских оперных композиторов и сыграл заметную роль в музыкальной жизни не только Италии, но и других стран, особенно России.

Бальдассаре Галуппи (18 октября 1706 - 3 января 1785)
Бальдассаре Галуппи (18 октября 1706 - 3 января 1785)

Родился Бальдассаре Галуппи 18 октября 1706 года на маленьком венецианском острове Бурано, за что и получил прозвище Буранелло. Почти вся творческая жизнь маэстро была связана с родным городом: здесь он получил образование в консерватории "Инкурабили", впоследствии стал её директором и руководителем хора, а позже получил должность капельмейстера собора Св. Марка — высший музыкальный пост в Венеции, который он занимал с 1762 года и до конца жизни.

Собор Святого Марка
Собор Святого Марка

Талантливый композитор был известен, кроме того, как виртуозный клавесинист и органист и как хороший педагог.

31 марта 1763 года, после завершения траура по Елизавете Петровне, новая императрица Екатерина II подписала указ "О выписании в службу ко двору из Венеции славного капельмейстера Галуппи Буронельли и других принадлежащих театральных служителей и на выписывание оных о переводе денег". Императрица желала получить к своему двору не просто известного композитора, а настоящую музыкальную звезду, одного из лучших капельмейстеров Западной Европы. Галуппи согласился немедля: блистательный русский двор, неограниченные возможности для творчества и жалованье, доселе неслыханное - тысяча рублей. Также ему были выделены "экипаж государев, покуда контракт его не кончится" и дом для проживания за счёт казны.

В 1765 году Галуппи прибыл в Петербург. Здесь он поставил несколько опер: "Король-пастух", "Покинутая Дидона" на сюжет поэмы Вергилия, "Ифигения в Тавриде". Помимо театральной деятельности, Галуппи руководил Придворной певческой капеллой, для которой написал несколько духовных концертов, цикл песнопений литургии и ряд отдельных сочинений для хора. Лучшие из этих произведений - три концерта: "Суди Господи обидящия мя", "Услышит тя Господь" и "Готово сердце". В обязанности Галуппи входило разучивание с певчими Придворной певческой капеллы хоровых сцен для постановок опер-сериа, обучение композиции талантливых и способных певчих, сочинение церковной музыки. Одним из учеников Галуппи был Дмитрий Бортнянский. Благодаря рекомендации Бальдассаре Галуппи семнадцатилетнему Бортнянскому как особо одарённому музыканту, назначили художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Он избрал местом постоянного жительства Венецию, которая ещё с XVII века славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель, которого Дмитрий Бортнянский почитал со времён учёбы в Санкт-Петербурге. Галуппи помог молодому музыканту стать успешным профессионалом.

О популярности Галуппи в России свидетельствует полотно Ванлоо "Секстет", на котором изображены музыканты, играющие на клавесине по нотам Галуппи и Пиччини. Картина была подарена художником императрице Екатерине II.

-3

Италия XVIII века буквально жила оперой. Итальянские композиторы создавали оперы десятками, и количество опер Галуппи (более 110) вполне типично для того времени. Двадцать опер Буранелло написал на тексты знаменитого драматурга Карло Гольдони, который сказал, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников». Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.

"Magnificat" Gloria

Блестящий виртуоз - мастер игры на клавире - он написал свыше 50 сонат для этого инструмента.

Sonata No.5 in C major

Вернувшись в Венецию, Галуппи продолжал исполнять свои обязанности в соборе Св. Марка и в консерватории. Как писал английский путешественник Ч. Берни, "гений синьора Галуппи, подобно гению Тициана, делается все вдохновеннее с годами. Сейчас Галуппи никак не меньше 70-ти лет, и тем не менее, по общему мнению, его последние оперы и церковные сочинения изобилуют большим воодушевлением, вкусом и фантазией, чем в любой другой период его жизни".

Dixit Dominus in G minor