Найти в Дзене

Основной дефицит при аутизме. Теория слабой центральной когерентности.

Итак, Вашему ребенку поставили диагноз РАС. Вы понимаете,что нужно заниматься и работать над развитием навыков. Но так хочется понять: в чем заключается основной дефицит при аутизме? Какие навыки важно развивать, прежде всего? Что если есть ключевые сложности, которые нужно преодолеть,чтобы добиться качественных изменений в состоянии ребенка?

Наверное, каждый родитель ребенка с РАС задается такими вопросами. В английском языке есть пословица: “Choose your battles” («Выбирай: за что стоит бороться»). Действительно, когда нам озвучивают специалисты длинный список сложностей ребенка и еще более длинный список рекомендуемых терапий и занятий, то сложно не растеряться. Понятно ведь,что мы не можем сосредоточиться на всем сразу. Поэтому, нам нужно определиться с приоритетами. А для этого нужно понимать: в чем заключаются основной дефицит при аутизме.

Существует несколько теорий относительно основной причины проблем при аутизме. Я постараюсь написать о каждой из них отдельным постом. Сегодня я хотела бы затронуть Теорию слабой центральной когерентности/связанности (Weak Central Coherence Theory ), которую предложила Ута Фрит в 1989 году .

Под термином центральная когерентность подразумевается наша способность выносить смысл из множества фактов и деталей, которые нас окружают. Это умение составлять целостную картинку из множества фрагментов. Такая способность требует умения замечать множество стимулов, отфильтровывать ненужные и вычленять самые главные. Для этого необходимо хорошо понимать связи между различными факторами и уметь правильно расставлять приоритеты.

Согласно Теории слабой центральной когерентности, люди склонны воспринимать и обрабатывать информацию, исходя из смыслового контекста. Теория слабой центральной когерентности — это нарушение способности обрабатывать информацию в общем смысловом контексте, неспособность «увидеть всю картину целиком».

Давайте рассмотрим : как проявляется этот дефицит на нескольких примерах:

1) Сложности с генерализацией на ранних этапах развития: ребенок может научиться называть лампу в гостиной словом «лампа», но не может употребить это же слово с лампой в холле, поскольку она немного отличается по цвету и форме.

2) Сложности с дифференциацией на ранних этапах развития: ребенок может называть любую женщину словом «мама», не понимая,что мама – это именно та женщина, которая живет с ним в одном доме и заботится о нем.

3) На более поздних этапах: Ребенок может следовать прямым инструкциям, но не никак не реагирует на комментарии и контекст ситуации. Например: Учительница в классе говорит: «А сейчас мы будем писать диктант». Все нейротипичные дети открывают тетрадь для диктантов, берут ручку, пишут дату в тетради. Им не нужны инструкции. Они понимают, что эти действия всегда необходимы в тех случаях, когда они пишут диктант. И только ребенок с аутизмом не делает этого. Он не учитывает контекст и ждет прямых инструкций.

4) На более поздних этапах: Ребенок с аутизмом рассказывает другому ребенку о динозаврах, потому что это его специнтерес. Другой ребенок зевает и смотрит в сторону. Ребенок с аутизмом продолжает говорить о динозаврах, не замечая и не учитывая коммуникативные сигналы от другого ребенка. Другой ребенок говорит,что ему не нравятся динозавры. Ребенок с РАС продолжает говорить о динозаврах, снова игнорируя коммуникативные сигналы собеседника. Другой ребенок отходит в сторону и поворачивается спиной к ребенку с аутизмом. Ребенок с РАС продолжает говорить о динозаврах, не замечая,что его уже не слушают и не обращают на него внимание.

Как мы можем помочь ребенку с РАС улучшить способность выносить смысл из ситуаций и учитывать контекст? В следующем посте я поделюсь опытом: что помогло и помогает в моей работе над этими сложностями с сыном и с другими детьми. Возможно, другие родители и специалисты тоже смогут поделиться стратегиями помощи в комментариях. Это может быть полезно для многих родителей.

Автор статьи: Анжела Суйналиева

фото из интернета
фото из интернета