Найти тему

Биография артистки Катерины Николаевны Лавровой-Васильевой

Катерина Николаевна Лаврова-Васильева.
Катерина Николаевна Лаврова-Васильева.

Катерина Николаевна Лаврова (по мужѣ Васильева), дочь превосходнаго пѣвца Московской сцены, родилась въ Москвѣ 14 Августа, 1829 года.

Девяти лѣтъ она была отдана въ пансіонъ Г-жѣ Дебошъ; разумѣется, цѣль воспитанія была образовать женщину, не артистку. Въ 1840 году, по смерти отца, она должна была оставить пансіонъ и съ годъ почти жила дома съ матерью и братомъ. По прошествіи этого времени, брата ея помѣстили въ Петербургскую театральную школу, а сестру его — въ пансіонъ къ Г-жѣ Эттеръ для окончанія полнаго курса воспитанія. Такъ прошло два года, и она опять возвратилась къ матери въ Москву. Умственное воспитаніе женщины кончилось; въ Лавровой стали пробуждаться врожденныя наклонности къ театру : началось воспитаніе артистки. Она появилась въ такъ называемыхъ испытательныхъ спектакляхъ, даваемыхъ обыкновенно постомъ на Маломъ театрѣ. Сцены изъ Параши Сибирячки, роль Кетли, прославленная игрой Н. В. Рѣпиной, роль Габріели въ «Дѣвицѣ Отшельницѣ» были первыми опытами Лавровой въ сценическомъ искусствѣ. Среди этой новой жизни, едва зарождавшейся для молодой артистки, умерла у нее мать, единственная ея подпора. Недостаточность средствъ къ существованію открылась передъ Лавровой и она принята была на житье въ Московскую театральную школу. Здѣсь, 10 Мая, 1845 г. играла она въ первый разъ роль Габріели въ водевилѣ «Дѣвица Отшельница». Вслѣдъ за этимъ она появилась въ роли Эстеллы въ пьэсѣ «Отецъ и Дочь», играла Любоньку въ «Мачихѣ и Падчерицѣ», Мальвину, Мирандолину, и Луизу въ «Коварство и Любовь». Это продолжалось цѣлый годъ, продолжалось бы и долѣе, если-бъ не помѣшало тому слабое здоровье артистки. Почти послѣ каждаго спектакля чув-

231

ствовала она сильное утомленіе и едва могла говорить отъ усталости. Думали, что это признаки начинающейся чахотки, которую могла остановить только перемѣна климата. Переселеніе въ Петербургъ было благодѣтельно для Лавровой. Петербургскій климатъ, иногда вредный для другихъ, былъ спасителенъ для ея здоровья, такъ что самое леченіе становилось ненужнымъ. Постоянно участвуя въ школьныхъ спектакляхъ, она перестала жаловаться на прежнюю усталость, голосъ и грудь ея окрѣпли. Въ 1846 году, Октября 27, Г-жа Лаврова впервые выступила на судъ общественный. Первый дебютъ ея происходилъ въ Александрынскомъ театрѣ, въ комедіи Мирандолина — молодая артистка была замѣчена публикой. На другой же день играла она въ пьэсѣ «Русскіе въ Баденѣ»,— за тѣмъ въ нѣкоторыхъ другихъ водевиляхъ, но вообще очень мало, и роли не отличавшіяся особеннымъ значеніемъ; 16-го Марта 1847 года, положено ей жалованья 300 р. сер.

Ровно черезъ годъ явилась она на Московской сценѣ, и первый разъ въ пьэсѣ «Андрей Степанычъ Бука». Послѣдующая дѣятельность Лавровой принадлежитъ уже настоящему времени, и объ ней-то мы считаемъ не лишнимъ сказать нѣсколько словъ.

Г-жа Лаврова играетъ довольно часто; преобладающими, чтобъ не сказать исключительными ея ролями, остаются до сихъ поръ разные характеры въ небольшихъ комедіяхъ и водевиляхъ, на-скоро переведенныхъ, на-скоро поставленныхъ на сцену; подобныя роли, по крайней своей безцвѣтности, не могутъ дать возможность выказаться вполнѣ развивающемуся дарованію. По временамъ Г-жа Лаврова является въ роляхъ драматическихъ, которыя она выполняетъ съ добросовѣстностію и не безъ таланта. Ее упрекали въ излишней искусственности. Подъ искусственностью разумѣемъ мы аффектацію, перевѣсъ формы надъ идеей, эту блестящую, но чисто-внѣшнюю сторону таланта. Въ отношеніи къ Лавровой этотъ упрекъ врядъ ли основателенъ. Можно назвать нѣсколько ролей, которыя доказали вовсе противное. Чего не давала идея пьэсы, того и не старалась она досказывать своей игрой и, оставаясь въ должныхъ границахъ, нисколько не подымалась на ходули. Впрочемъ трудно произнести окончательный приговоръ надъ артисткой, которая только что начинаетъ свое поприще, хотя никто не сомнѣвается въ ея талантѣ.

Н. Ш-въ.

Ноябрь 7, 1850 г.

[Драматическій альбомъ съ портретами русскихъ артистовъ и снимками съ рукописей. // Изданіе П. Н. Арапова и Августа Роппольта. МОСКВА. Въ Университетской Типографіи и В. Готье. 1850, стр.230-231]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц