В современной либеральной историографии существует несколько тезисов, которые они приводят, когда стремятся очернить Сталина или всю советскую эпоху. В статьях Дзена они так же попадаются, как будто существует один темник, откуда оппоненты берут каверзные, как им кажется, вопросы. Я постараюсь их разобрать (с пристрастием) по мере их появления .
Итак, начнем с тезиса, вынесенного в заголовок. Надо сказать, что перед самой войной Сталин был Председателем Совета Народных Комиссаров (Предсовмина, по современному) и в соответствии с должностными обязанностями никакого отношения к военному планированию операций не имел(«не царское это дело»). Этим должен был заниматься аппарат Главнокомандующего, которым являлся нарком обороны; перед войной эту должность исполнял маршал Тимошенко. В обязанности Сталина же входили стратегические вопросы типа: в случае нападения 1)обороняться или 2)сразу начать встречно-лобовой удар по Тухачевскому, или еще что-нибудь такого же уровня. В первом случае надо строить защитные сооружения вдоль всей западной границы, прочно прикрывать западную границу, проводить мобилизацию, а во втором – загодя готовить армию вторжения, чтобы она вошла в контакт с армией противника, состоящей преимущественно из пролетариев, и в результате братания, перевести классовых друзей-пролетариев на свою сторону и т.д..
В результате 18 сентября 1940 г. Правительством и партией было принято решение. Оно называется «Соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.». Вот там было прямо определено, что ожидается, что основной удар немцев будет направлен на Москву через Минск по пути, пройденному еще Наполеоном в 1812 г. и немцами в Первую Мировую в 1914г. Основной посыл этого документа, например, для ПрибОВО выглядел так: «прочно прикрывать Минское, Минско-Псковское и Риго-Псковское направление, не допустить вторжения немцев на нашу территорию» «Соображения…» были единственным документом, утвержденным руководством Партии и Правительства. Под эти «Соображения…» надо было делать план прикрытия госграницы и мобилизационный план, что входит в прямую обязанность Генерального штаба. Но его разработчик, маршал Шапошников, из Генштаба по состоянию здоровья ушел, а новый начальник Генштаба Г.К.Жуков не посчитал нужным это делать. Во времена Хрущева и последующие годы было много информации, разной степени правдоподобности, чтобы оправдать, этот странный поступок Жукова. Тем не менее, факт остается фактом: 22 июня вскрыли красные пакеты, а там старые документы, не соответствующие ситуации.
На шестой день после начала войны немцы захватили Минск