The House Of Blue Light - тринадцатый студийный альбом британской рок-группы Deep Purple и второй, записанный воссоединившимся «классическим составом» группы. Первый релиз альбома состоялся 12 января 1987 года.
Группа собралась для записи альбома 12 апреля 1986 года в Массачусетсе, США, однако заканчивала запись уже в Вермонте. По утверждению Ричи Блэкмора, запись этого альбома была долгим и мучительным процессом, многие треки приходилось перезаписывать. 26 сентября 1986 года Роджер Гловер приступил к микшированию альбома на Union Studios в Мюнхене. Предполагалось, что все члены группы будут присутствовать при этом, с тем, чтобы вносить последние коррективы, однако музыканты появлялись на студии и уходили с неё тогда, когда заблагорассудится, противоречия между членами группы вновь усилились, особенно напряжённым был давний конфликт между Ричи Блэкмором и Иэном Гилланом. Так что из всех членов группы только Гиллан записал несколько небольших дополнительных партий. Имели место различные споры по поводу альбома, например по названию (Пэйс предлагал назвать альбом по названию одной из песен - Black and White, также рассматривались такие варианты, как The Acid Test, и It's Not That Bad!), по песням (оспаривалось включение в альбом песни «Mitzi Dupree»). В связи со сложностями записи, и спорами, тестовый вариант мастер-диска появился только 18 декабря 1986 года, а, например в США, релиз альбома намечался (и об этом было объявлено) в конце октября того же года. Соответственно, дата выхода альбома была перенесена на 12 января 1987 года.
Великобритании. Альбом породил различные мнения, как у критиков, так и у поклонников. Пожалуй, наиболее метко об альбоме выразился Иэн Гиллан: "...Когда я бросаю ретроспективный взгляд на альбом, я вижу, что там есть действительно стоящие песни, однако что-то важное было утрачено в целом. Вы не чувствуете дух группы, вы можете видеть пятерых профессионалов, делающих замечательно своё дело… Как будто футбольная команда, 11 суперзвёзд, играющих на одном поле, но не соприкасающихся сердцами или духом".
DEEP PURPLE
THE HOUSE OF BLUE LIGHT
1987
Side 1:
1. Bad Attitude (Blackmore, Gillan, Glover, Lord) - 4:43
2. The Unwritten Law (Blackmore, Gillan, Glover, Paice) - 4:35
3. Call of the Wild (Gillan, Blackmore, Glover, Lord) - 4:40
4. Mad Dog (Blackmore, Gillan, Glover) - 4:31
5. Black & White (Blackmore, Gillan, Glover, Lord) - 3:44
Side 2:
6. Hard Lovin' Woman (Blackmore, Gillan, Glover) - 3:23
7. The Spanish Archer (Blackmore, Gillan, Glover) - 4:57
8. Strangeways (Blackmore, Gillan, Glover) - 5:55
9. Mitzi Dupree (Blackmore, Gillan, Glover) - 5:02
10. Dead or Alive (Blackmore, Gillan, Glover) - 4:44
Ian Gillan – vocals, harmonica
Ritchie Blackmore – guitar
Jon Lord – keyboards
Roger Glover – bass
Ian Paice – drums
Produced by Roger Glover & Deep Purple
"Bad Attitude", а вместе с ней и весь альбом начинается с органных переливов, нагнетающих мрачную, тяжелую атмосферу, прерываемую тяжелыми ударами по барабанам. И дальше начинается куплет, где Блэкмор выдает густые отрывистые аккорды, поддержанные почти и не слышным за густотой гитары, басом. Где-то далеко, и тоже еле слышно Лордовский орган. И монстр Гиллан, с которым мало кто сравнится из певцов – он как бы соревнуется с гитарой – но на ее поле, по ее правилам, поэтому и вокал такой же отрывистый. Никаких длинных нот. Но и не речитатив. Единственно кто может победить Блэкмора – Пейс на барабанах. Тому с его большой-большой бочкой вообще плевать на детские забавы играющих на шести тоненьких струнах или напрягающих связки. Всю песню в одном неумолимом темпе, с одним рисунком, исключая гитарное соло, где была сделана небольшая уступка Блэкмору, с его начальными виртуозными запилами. А потом, с возгласом Гиллана, начинается небыстрое, тянущее соло, уже под снова ровный аккомпанемент баса и барабанов. Третий куплет Гиллан начинает так, как будто он не успевает победить в этой схватке с гитарными риффами, и энергично пытается "сразиться с врагами и песню допеть". Но увы. В безоговорочный нокаут всех посылает Лорд своим клавишным проходом в конце песни. Это что-то. Нет, нет так. ЧТО-ТО! Своими нежными прикосновениями к клавишным он сметает всех, только Пейс остается невозмутимым. Он с удвоенной энергией начинает рассыпать свои дроби, которые настолько выверены, настолько к месту, настолько душевные... просто слов нет.
А следующая песня "Unwritten Law" начинается с его ударов, через которые пробивается вокал Гиллана, с гитарными пассажами Ричи. И начинается сухой, где-то неуловимо блюзовый мотив, напеваемый Гилланом. Гитара скребется где-то в углу, как мышь, вместе с клавишными. Первый раунд за Гилланом. С тремя мощными ударами по барабанам и самой толстой струне баса начнется мощнейший припев. Потом короткое гитарное соло, под тот же аккомпанемент, тянущее, типично Блэкморовское . И опять припев. И как неожиданно – поскольку так не было – звучит припев второй раз! Концовка тут за Пейсом. Что касается чувственной игры – тут он даст фору всем.
И вот спокойный, чуточку суховатый, ровный боевик "Call Of The Wild". Ровный мажорный драйв, где есть смысл послушать Роджера Гловера, с его симпатичными басовыми переходиками. Также суховатый припев, на несколько голосов. Гитарного соло как такового нет. В конце песни в припеве очень волнующе, очень красиво, Гловер разбавляет сухость повышением баса на несколько нот от обычного в песне.
И затем также следует такой же ровный боевик, чуть более быстрый, с ровным выдержанным басом – Mad Dog. Плотный гитарный рифф перемежается тонкими каплями Лордовских клавишных и голосом Гиллана полным эмоций. После второго припева следует фирменное Лордовское соло. Ничего особенного, ничего понтового. Просто типичный Лорд. Для тех, кто знает, это скажет многое. Песня также ровно продолжается, в нескольких местах, Гиллан выдает свои знаменитые фишечки "парня, замечательно орущего высоким голосом" – так про него однажды, на заре существования группы выразился Блэкмор. И последний припев с такой типичной фишечкой, переходит в достаточно длинное гитарное соло Ричи. Его пассажи и его умение обращаться с гитарой известно всем. А вот что-то новенькое – губная гармошка, чью руладу немедленно подхватывает плотная гитара Блэкмора.
"Black And white". Драйвовый, несколько сбитый ритм барабанов и баса, с небольшими вставками Ричи, и голосом Гиллана, как падая на ступеньку вниз с мощным ударом по барабанам переходит в ровный накатанный припев, где уже нет места каким-то неровностям. Второй припев переходит в красивое соло, где Блэкмора умело поддерживает Гловер. Песня тихонько угасает в одном канале губной гармошкой, а в другом гитарой, которые красиво переплетаются своими партиями.
"Hard Lovin' Women". Но поскольку DP – это не веселые бородатые дядьки, а в общем-то мрачные рокеры, то и песня звучит соответственно. Тяжелый гудящий бас, тяжелые риффы, роковый голос. Особенно ясно, что это все же тяжелый рок в припеве, где стену звука создает Блэкмор. И соло отнюдь не блюзовое. Песня прикольно обрывается с несколькими ударами барабанов, и вокалом Гиллана.
А потом следует маленький шедевр DP – "Spanish Archer" сделал бы честь любому альбому группы. С ударом по барабанам начинается соло Блэкмора, которое будет длиться всю достаточно длинную песню. Итак – соло-интро переходит с барабанными дробями в заполненный эмоциями, очень мелодичный куплет, поддержанный ровным басом с интересным, драйвовым рисунком. Клавишные сегодня остаются в стороне, их чуть слышно, они не мешают, а вносят некоторое разнообразие. А как играет Пейс! И барабанный рисунок интересен. И как он поддает жару тарелками после первого предложения куплета, пропетого Гилланом. Это надо слышать. И в это же самое время где-то на заднем плане разминается Ричи Блэкмор своими пассажами. В песне нет как такового припева, просто в конце каждого куплета Гиллан поет что-то про испанского стрелка и что он сделает с тобой – типа "Spanish Archer gonna bring you down", и с этими ядовито выдавленными словами начинается собственно гитарное соло. Ну как тут его опишешь? Ритм не теряется и не меняется, барабаны стучат как колеса у вагона, там же и бас – а над ними высоко плавает гитара. Начинается второй куплет – все то же, что и в первом, где-то для себя играет Ричи, Лорд мягкой кистью кладет подкладку. Разве что Гиллан начинает петь еще более эмоционально. Надо отметить его чувственность, его умение вложить в голос эмоции. В этом деле ему равных нет. Кто не верит – пусть послушает его арию "I Only Want To Say" в первой постановке "Jesus Christ – Superstar", где он собственно и поет Иисуса. И опять гитарное соло после куплета. И все также ровно, и опять все, что у него есть, вкладывает в гитару Блэкмор. Стоит посмотреть любой концерт – и сразу видно, что у Блэкмора одна любовь – его гитара. В третьем куплете Гиллан выплескивает наружу душу, несколько активизируется Лорд. И опять соло Блэкмора. Четвертый куплет. И опять великолепный Ричи, который уже до конца будет радовать нас своими изысками. Гиллан местами подгоняет Ричи. В конце песни несколько фишек выдает Гловер. Изумительная песня.
И после взрыва огненных эмоций, от начала Strangeways веет холодком. Холодные капли пианино, скрип гитары и ровнейший, низкий, тяжеленный, не очень быстрый гул баса и барабанов. Но, оказывается у Гиллана остались эмоции. Очень музыкальный, переполненный эмоциями припев. После припева следует небольшой кусочек, где чуть-чуть разогрелся Ричи и с резким ударом по тарелке, снова Гиллан. После второго припева начинается клавишное соло, Лорд, что сказать. Небольшая хоровая вставка и красиво, двумя фразами отметился Блэкмор Затем следует какое-то психоделическое клавишное соло, то в одном канале, то в другом капают капли и на фоне этого Ричи Блэкмор выдает свои, несколько заумные рулады. И неожиданно снова куплет, и снова взрыв эмоции! На заднем плане уже рукоблудит Лорд, и вот песня заканчивается – все идет к тому, последние Блэкморовские пробежки по грифу... Нет в конце кусочек, который все наращивает и наращивает ударную мощь и – обрывается.
А затем – блюз "Mitzi Dupree". Тяжелый медленный блюз. С гитарным скрипом и пианино – удар по барабанам и плотный гитарный. Гиллан поет без гитары, под пианино, бас и тяжеленные барабаны Пейса, чьи пудовые удары не заставляют нас забыть, что это все-таки тяжелый блюз. В припеве возвращается Блэкмор со своим риффом. Гиллан поет как будто он с рождения воспитывался на хлопковых плантациях где-нибудь в Алабаме. И так же играет и Ричи Блэкмор, как будто его зовут Би Би Кинг. Барабаны и бас не дают нам забыть про стиль группы. В конце блюза Гиллан немного распоясался, но опомнился и мягко закончил.
А вот и подарок для тех лиц, кому в альбоме не хватило скорости. С гитарным проигрышем начинается скоростной (по меркам DP) трек, где опять эмоции Гиллана покрывают все. Очень красиво местами вставлен бэк-вокал. Упруго колеблются струны баса. Неутомим Пейс с барабанами. Блэкмор и Лорд пока не мешаются – у них все впереди. Многоголосный, полный энергии, драйва и мелодии припев. И вот Лорд – классическое образование дает о себе знать, начинает свою партию. Уберите бас и барабаны – и окажетесь в костеле, где исполняется неизвестный хорал Баха. Но тут вступает дерзкий, острый как бритва Ричи и отвечает Лорду. Небольшая пауза, соперники собираются с силами. Лорд начинает. Уже не Бах. Его перехватывает Блэкмор, которого снова гасит Лорд , и опять Блэкмор. И снова куплет, удвоенная мощь, удвоенные повторы "Dead Or Alive". Все вокруг кипит, все уже переполнено, Блэкмор гасит эмоции и весь альбом.
Что тут сказать? Альбом – яркий пример того, когда за дело берутся профессионалы высочайшего класса. Безусловные 10 баллов.