Найти в Дзене

ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

Загадка: «Комплекс конструктивных элементов для движения транспортных средств и земельные участки для его размещения» 一 что это? А это автомобильная дорога (далее просто 一 дорога). Примерно такое определение, если кратко, дает ей профильный технический регламент.
ТР ТС 014/2011 вступил в силу в феврале 2015 года. Он установил требования к дорогам и всем этапам их жизненного цикла: проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и реконструкции. Требования названы минимально необходимыми, но в сумме их получилось немало. Соответственно, ограничиться одной или двумя формами оценки соответствия не получилось.

Область применения

Объектами регулирования ТР ТС 014/2011 являются:

1) дороги общего пользования;

2) дорожные сооружения на них, в том числе элементы обустройства (здания и сооружения для обслуживания движения, различные технические средства и устройства, с помощью которых организуют дорожное движение и обеспечивают его безопасность);

3) процессы проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции дорог и дорожных сооружений;

4) применяемые в ходе перечисленных выше процессов дорожно-строительные материалы и изделия.

У ТР ТС 014/2011 есть и перечень исключений 一 объектов, на которые он не распространяется. Он небольшой:

1) дороги не общего пользования, то есть которые принадлежат различным производственным предприятиям (промышленным, строительным, лесным и т.д.);

2) дороги, предназначенные для временного использования;

3) дороги, которые сооружаются в специальных зонах отчуждения в оборонных или спортивных целях;

4) улицы населенных пунктов (к ним не применяются технические требования ТР ТС 014/2011).

Оценка соответствия

Процедуру оценки соответствия можно назвать многоэтапной, потому что для каждого этапа жизненного цикла дороги ТР ТС 014/2011 предусматривает свою форму проверки установленных требований.

Этап проектирования. Результаты инженерных изысканий и разработанная проектная документация должны пройти экспертизу. Проверяется, соответствует ли документация заданию на проектирование и требованиям ТР ТС 014/2011.

Этапы строительства, капитального ремонта и реконструкции. За выполнением работ осуществляется строительный (производственный) контроль. Он подразумевает проведение необходимых исследований, испытаний и измерений.

Выполненные дорожно-строительные работы и конструктивные элементы проходят промежуточную приемку. Проверяется, соответствуют ли они проектной документации и требованиям ТР ТС 014/2011.

Законченные объекты (дороги) или их отдельные участки (имеющие самостоятельное транспортное значение) проходят приемку в эксплуатацию. Они также должны соответствовать проектной документации и соответствующим требованиям ТР ТС 014/2011.

Этап эксплуатации. За состоянием дорог, дорожных сооружений на них и различных элементов обустройства осуществляется текущий контроль. Он заключается в периодических осмотрах, а также диагностике. Они позволяют оценить качество содержания конструктивных элементов дорог и их эксплуатационное состояние, выявить имеющиеся дефекты.

Выполненные работы по ремонту и содержанию дороги и сооружений на ней проходят процедуру приемки, при которой оценивается уровень их содержания.

Все этапы. Используемые дорожно-строительные материалы и изделия проходят входной контроль и подтверждение соответствия ТР ТС 014/2011.

Входной контроль проводится в форме испытаний на соответствие требованиям проектной документации и ТР ТС 014/2011.

Подтверждение соответствия

Дорожно-строительные материалы и изделия проходят подтверждение соответствия перед выпуском в обращение на рынке. Это может быть как путем декларирования, так и сертификации.
В приложении № 1 перечислены материалы, которые должны пройти декларирование. Это материалы для дорожной разметки, различные виды песка, щебня и битума, гравий, цемент, мастики и герметики из битума.
Эту же продукцию можно не декларировать, а сертифицировать. ТР ТС 014/2011 предусматривает такую возможность и оставляет выбор за заявителем.

Продукция, которая изначально требует сертификации, указана в приложении № 2. Это дорожные знаки, светофоры, информационные табло, световозвращатели, светильники, сигнальные столбики, дорожные тумбы и ограждения, бортовые камни, искусственные неровности, монтажные опоры, железобетонные плиты, водопропускные трубы и водоотводные лотки. Для всей продукции указаны коды ТН ВЭД, что удобно.

Декларирование технический регламент разрешает проводить по схемам 1д и 3д, если продукция серийная, и по схеме 4д, если речь идет об отдельной партии. Все схемы включают испытания образцов, за которыми заявитель может обратиться в аккредитованную лабораторию.

Для сертификации партии продукции установлена схема 3с, а для серийной продукции 一 схема 1с, которая включает анализ состояния производства. Сертификацию проводит орган по сертификации, если в его области аккредитации есть продукция ТР ТС 014/2011.

Декларацию можно принять не более чем на пять лет. Сертификат на изделия серийного производства выдается тоже не более чем на пять лет. В случае партии продукции срок его действия не устанавливается.

Что мы предлагаем:

1) поможем разобраться во всех тонкостях ТР ТС 014/2011;

2) определим, какие разрешительные документы требуются в вашей ситуации;

3) проведем экспертизу проектной документации;

4) если ваша продукция подлежит декларированию, проведем необходимые испытания;

5) если вашу продукцию нужно сертифицировать, проведем весь комплекс работ и оформим сертификат ТР ТС 014/2011.