Высота, 1957 год
Краткое содержание
По сюжету бригада монтажников-высотников под руководством бригадира Николая Пасечника прибывает на строительство доменной печи. На стройке Николай встречает своенравную девушку Екатерину, за которой начинает ухаживать. Во время монтажа оборудования на большой высоте молодой человек срывается вниз и получает травму позвоночника.
В фильме была использована передовая для того времени техника «блуждающей маски», которая позволяла соединять кадры, снятые в павильоне и на натурных съемках. Сегодня эту технологию полностью вытеснил хромакей.
Сюжет
а строительство доменной печи прибывает бригада монтажников под руководством прораба Константина Токмакова и бригадира Николая Пасечника.
На стройке Николай знакомится со сварщицей Екатериной. Он пытается ухаживать за ней, но они часто ссорятся. Этому мешает и бывший ухажёр Екатерины Василий Хаенко — нерадивый работник и сплетник.
Мария — жена карьериста Игоря Дерябина — начальника Константина, мечтающего покинуть «эту глушь». Она несчастлива в браке, нигде не работает. Её младший брат работает в бригаде Токмакова. Однажды для того, чтобы увидеть, как работает брат, Мария приходит на стройку и Константин проводит для неё экскурсию.
На монтаже домны работает верхолаз Николай Пасечник- руководитель Токмаков грозится его наказать, за то что тот без надобности рискует жизнью, выполняя в воздухе акробатические трюки, словно для него стройка это цирк.
Во время сильного ветра Дерябин приказывает продолжать монтаж оборудования. Последняя царга домны, поднятая строительным краном раскачивается от ветра и отказывается встать на нужное место. Она теряет управляемость и рискует упасть, раздавив своим весом уже смонтированное оборудование. Строители в шоке, не знают что делать. Только смелость верхолаза Николая Пасечника, который решается без страховки взобраться на домну и рискуя жизнью, подтянуть кронштейн с злополучной царгой, помогает избежать несчастья и закончить монтаж. Дерябин перед своим начальником подставляет Токмакова, который без оправданий берёт ответственность за произошедшее на себя.
Из-за затянувшихся дождей бригада не может уложиться в сроки. Пасечник и Токмаков придумывают план по ускорению работ, монтируя оборудование на земле. Дерябин не хочет брать ответственность на себя и предлагает вести монтаж в его отсутствие.
Когда дождь утих, оборудование героически поднимают и устанавливают; Николай же срывается с высоты вниз после того, как по личной инициативе он водрузил красный флаг на самом верху конструкции. Он остается жив но ломает ноги. Катя ухаживает за Колей в больнице. Она морально созревает и вступает в комсомол.
Дерябин пытается опорочить Токмакова за несчастный случай с помощью Хаенко. Но другие рабочие в бригаде протестуют.
На высоте домны Мария и Токмаков смотря вниз признают " банальность красоты березок и русских равнин и неповторимость рукотворной красоты, сделанной самим человеком", для производственного романа эти слова имеют жанрово значимый смысл.
Дерябин получает повышение в трест, но Мария уезжать с ним решительно отказывается. Николай и Екатерина женятся.
После торжественного открытия домны отцом Марии и Бориса бригада едет на новую стройку. Но травмированный Николай, хромающий на одну ногу, не может ехать с ними и прощается со всеми отъезжающими на железнодорожном вокзале.
«КиноПоиск» — 7,9
Судьба человека, 1959 год
Краткое содержание
Режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова фильм повествует о шофере Андрее Соколове, который после ранения попал в концлагерь, а по возвращении на родину узнал, что его жена и две дочери погибли во время бомбежки. В живых остался только сын Андрея, однако он в последний день войны погибает на фронте. После войны Соколов уезжает далеко от дома и встречает мальчика Ваню, чья мать тоже была убита немецкими бомбами. Одинокий мужчина решает сказать Ване, что приходится ему родным отцом.
Сюжет
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из плена за линию фронта к своим вместе с арестованным немецким офицером. В коротком фронтовом отпуске на малую родину — в Воронеж — он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в Урюпинске (Сталинградская область). Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой: мать мальчика погибла во время бомбардировки, а отец пропал без вести во время войны. Соколов решается сообщить мальчику, что он — его отец, и этим даёт себе и мальчику надежду на новую счастливую семейную жизнь.
«КиноПоиск» — 8,4
Председатель, 1965 год
Краткое содержание
После окончания войны фронтовик Егор Трубников возвращается в родной колхоз, чтобы восстановить разоренное хозяйство. Однако ему приходится не только заниматься хозяйственными вопросами, но и решать проблемы людей, измученных страшной войной. Фильм получился довольно тяжелым и показывающим послевоенную жизнь без прикрас. Из-за этого он был подвергнут жесткой цензуре и буквально в последние минуты снят с проката. Вместо 1964 года на экраны картина вышла только в 1965-м, и зрители приняли ее с восторгом: в первую же неделю ленту посмотрели около 7 млн человек.
Сюжет
Действие картины "Председатель" начинается весной 1947 года. Фронтовик Егор Трубников (Михаил Ульянов), потерявший на войне руку, возвращается в родную деревню Коньково, которую покинул еще совсем юным. Несмотря на тяжелое ранение, Егор собирается начать большое дело — восстановить пришедший в упадок колхоз.
Искреннее и горячее стремление Трубникова организовать крестьян для работы и сделать их существование лучше не находит поначалу ни понимания, ни участия в сердцах односельчан, уставших от собственной нищеты. Отговаривает Егора от его затеи даже родной брат Семен (Иван Лапиков). Но, несмотря на это, на общем собрании Трубников был избран председателем колхоза, и для обитателей Конькова наступило новое время.
Конечно же, не все сразу стало получаться у нового руководителя – мешали недоверие окружающих, косность и бюрократизм районного начальства, пристальное внимание со стороны полковника госбезопасности Калоева (Владимир Этуш) и тяжелое наследство, доставшееся Трубникову от его предшественников. Не всегда люди принимали методы, которыми действовал Егор, который, чтобы заставить своих подчиненных работать, мог быть жестким и даже жестоким. Но его целеустремленность и готовность пожертвовать личным ради общего блага, в конце концов, заставили коньковцев поверить своему председателю и пойти за ним.
Премьера фильма Председатель состоялась 28 декабря 1964 года. За основу сценария фильма известный советский писатель Юрий Нагибин взял собственную повесть "Страницы жизни Трубникова", написанную в 1962 году.
Освобождение, 1971 год
Масштабная киноэпопея режиссера Юрия Озерова рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, начиная от Курской битвы и заканчивая последними ее днями. Эпопея включает в себя 5 фильмов, — «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм» — которые снимались в период с 1967 по 1971 год.
Сюжет
киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне, снятая совместно несколькими странами в 1968—1972 годах, режиссёра Юрия Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Съёмки фильма проходили в период с 1967 по 1971 год.
Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год
Картина рассказывает о Курской битве июля 1943 года. Съёмки проводились в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники.
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
У этого термина существуют и другие значения, см. Прорыв.
Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на правом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.
Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год
Фильм охватывает период от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши в июле 1944 года.
15 декабря 1943 года агент немецкой разведки «Цицерон» похищает материалы Тегеранской конференции из британского посольства в Анкаре, в которых говорится о будущем открытии второго фронта в Нормандии. Гитлер не верит в правдивость этих документов и считает, что Черчилль не согласится на такой вариант второго фронта.
В фильме также показан момент, как 29 февраля 1944 года наткнувшись на якобы прорывающихся из окружения немцев, получил смертельное ранение командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Ватутин (на самом деле, ранение Ватутина произошло в результате столкновения его штабной группы с отрядом украинских националистов). Красная армия продолжает наступление на правобережной Украине и в Белоруссии.
Весной 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования изучает возможные направления для главной наступательной операции года, планируемой на лето. Георгий Жуков выезжает в Белоруссию и изучает возможность наступления там. После дискуссий, советские командование разрабатывает план Белорусской наступательной операции «Багратион». В результате крупномасштабных боевых действий в рамках этой операции была разгромлена группа немецких армий «Центр» и освобождена территория Белоруссии, часть Прибалтики и Польши. В фильме воспроизведены отдельные части этой операции, такие, как Бобруйская операция и Минская операция.
6 июня союзники высадились в Нормандии, вследствие чего, среди немецких генералов всё больше растет недовольство Гитлером, и 20 июля они организовали покушение на Гитлера с целью захвата власти и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Однако Гитлер остаётся жив, и лояльные Гитлеру войска подавляют мятеж и расстреливают его участников.
Красная армия вместе с 1-й Польской армией переходят Южный Буг и начинают освобождение Польши.
Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переяслав-Хмельницкого.
Фильм четвёртый — «Битва за Берлин», 1971 год
Главное сражение на подступах к Берлину — штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн на переговоры с Алленом Даллесом.
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год
Заключительный фильм киноэпопеи, рассказывающий о последних днях войны. Его просмотрело самое большое количество зрителей, так как он демонстрировался по Центральному телевидению СССР ко Дню Победы 9 мая чаще других фильмов киноэпопеи. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.
Сюда прибыл целый съёмочный эшелон. Как раз в это время в Берлине начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому этот район легко отдали под съёмки. Здесь можно было взрывать и ломать без всяких ограничений.
Штурм рейхстага снимался в нескольких местах: в Берлине был найден полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого напоминали рейхстаг; бои внутри здания снимались в декорациях на «Мосфильме», а перестрелка наверху — в берлинском Доме техники.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением берлинского метро. По сценарию, Гитлер приказал открыть шлюзы и пустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск. Этот эпизод отчасти основан на реальных событиях, но гораздо в большей степени на официальной трактовке тех событий, долгое время навязываемых советской пропагандой, о причастности руководства Третьего рейха и лично Гитлера к этой трагедии. Затопление берлинского метро в соответствии с этой версией, ранее уже было отражено и в других художественных фильмах, как например «Падение Берлина» 1949 года. Только сравнительно недавно[когда?] стало известно, что в реальности взрыв, который привёл к разрушению тоннеля и заполнению его водой на 25-километровом участке, где укрывалось большое количество мирных жителей и раненых, осуществила советская 2-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада при 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова. Количество извлечённых тел из затопленных станций метро было позднее также сильно преувеличено, так как вода в метро прибывала медленно и у населения было достаточно времени, чтобы покинуть станции, а большинство обнаруженных погибших, как утверждается, скорее всего погибли и умерли ещё до затопления в силу иных причин, от ран и болезней.
Съёмки «затопления метро» прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли вывезенные в 1945 году из Берлина вагоны. «Затопление» происходило в результате открытия шлюза.
В этом фильме звучит песня «Последний бой» в исполнении Михаила Ножкина.
«КиноПоиск» — 8,2
Мачеха, 1973 год
Краткое содержание
Фильм «Мачеха» с Татьяной Дорониной в главной роли — один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. В драме повествуется о женщине по имени Шура, которая узнает, что у ее мужа есть дочь Света, чья мать недавно умерла. Отец решает забрать Светлану к себе, несмотря на то, что у них с женой растут двое детей. Шура соглашается, и они вместе летят в другой город, чтобы привезти девочку к себе. Всем членам семьи предстоит привыкнуть друг к другу, однако сделать это оказывается непросто.
Сюжет
Шура живёт с любимым мужем Павлом в совхозе. Всё в её жизни идёт хорошо: муж — комбайнёр, ценный работник, двое детей (сын и дочь) здоровы, дали новую квартиру, она трудится дома не покладая рук, и этот труд ей в радость. А главное — у Шуры необыкновенно доброе и любящее сердце, которое помогает ей быть счастливой.
И вот неожиданно приходит известие: в далёком северном городке умерла женщина, с которой раньше был Павел. Они давно расстались, Шура ничего не знала об этом, а сам Павел не имел понятия, что у него растёт восьмилетняя дочь Света.
Теперь нужно решать, как быть с ребёнком. Павел, добрый и порядочный человек, ни секунды не медля, говорит, что признаёт дочь и постарается позаботиться о ней, даже если семья его в этом не поддержит. Он нисколько не сомневается, что ребёнок — его, и прямо говорит, что очень любил ту женщину и хотел на ней жениться, ещё не зная, что должен родиться ребёнок, но она сама не захотела выходить за него замуж.
Шура преодолевает чувство обиды и решает, что девочка должна жить с ними. Они вместе летят за Светой. Девочка, только что потерявшая мать, подавлена горем и страхом за свою судьбу. Она отказывается говорить с неожиданно обнаружившимся отцом и тем более — с женщиной, которая теперь станет её мачехой.
Дома у Шуры всё теперь идёт наперекосяк: приходится забыть о так долго вынашиваемых планах красиво обставить новую квартиру, мать Шуры — упрямая и ограниченная женщина — злится на дочь и знать не хочет ни о каком новом ребёнке («Мужу письма приходят, а ты их не глядя на комод бросаешь?! Прочитала, кинула в печь — и нет ничего!!»). Маленький сын вовсю задирает свою новую сестру, соседи косятся, Павел, сам инициировавший удочерение, угрюмо отмалчивается, не может проявить новоявленной дочери и капли заботы и внимания, Света по-прежнему отворачивается и не отвечает.
Но Шура, вопреки всему, верит, что любовь и ласка, которые помогали ей всю жизнь, помогут ей пережить и эту непростую ситуацию. Проходит несколько месяцев, и Света начинает воспринимать свою новую семью как родную, и наконец впервые обращается к Шуре «мама».
В фильме звучат песни «Сердце материнское» на стихи Виктора Бокова в исполнении Ольги Воронец и «Ой, закрыл туман небо синее…» в исполнении Татьяны Дорониной.
«КиноПоиск» — 8,1