21 октября 2020 на семидесятом году жизни отошёл ко Господу протоиерей Димитрий Смирнов. Он умер в среду. Как предчувствие-предсказание звучат слова отца Димитрия из его статьи 2005 года "О грехе и покаянии": "Думали ли мы когда-нибудь серьезно о том, что если мы умрем в среду, что мы будем делать в четверг? Оказывается, нет. Мы думаем о том, что будем делать здесь завтра или сегодня вечером, а о том, что нас ждет на том свете, мы не думаем. И пусть никто не надеется, что после того, как он умрёт, он исчезнет — трава вырастет, и всё. Нет, не всё, душа бессмертна".
Отец Димитрий умер в среду... Упокой, Господи, в Своих чертогах душу новопреставленного раба Твоего Димитрия. Прости ему вольныя и невольныя...
Добрые дела отца Димитрия основательны, их много, они тихи. Нет в них громогласности обличительных проповедей батюшки. Будем помнить, что отец Димитрий, как умел, стремился, по собственным словам, "спасти души как можно большего числа людей". Думая, наверное, по-военному: на войне все средства хороши. Резкие слова ярких проповедей батюшки были пропитаны болью о человеке и какой-то безнадёжностью достучаться до сердец: "Я не знаю, что должно произойти, чтобы действительно всколыхнуть наш народ"...
Мы живём в пространстве нелюбви. Любовь оскудела в наших немощных сердцах. Оскудела как состояние души ("Любовь — это не абстрактная категория, не какая-то умственная вещь, это состояние души,"— слова протоиерея Димитрия Смирнова). Как сам отец Димитрий уставал и страдал в этом пространстве! Это не мои домыслы: опираюсь на видео, где отец Димитрий, вспоминая отца Иоанна Крестьянкина, который был весь воплощением любви, "живой иконой Божией", плачет, из глаз человека богатырского телосложения, священника острого на слова, бегут слёзы: "Это всё было необыкновенно. Величайшее счастье, что нам удалось быть современниками такого дивного человека, к сожалению, таких людей всё меньше и меньше... Такого, как отец Иоанн больше нет". И слёзы, слёзы этого, казалось бы, несгибаемого человека. Отец Димитрий сам был необыкновенным человеком. С его смертью заканчивается целая эпоха. Что нас ждёт впереди? Если я умру в среду, что я буду делать в четверг?..
Когда уходит целая эпоха, нужно остро осмыслить уникальность любого дарованного исторического времени, скоротечность времени личного... В своей последней проповеди отец Димитрий напоминал нам, что терпение — фундамент добродетели. Следующая ступень — смирение, но сначала взрастить бы терпение, чтобы без раздражения выдерживать экзамен жизни, не убояться испытаний, больше думать и говорить о Христе, а не о конечной угрозе нелюбви человечеству. Да, мир лежит во зле, но он не перестаёт быть Божьим миром в своём замысле. Отец Димитрий явил пример неравнодушного служения. Спасибо Вам, батюшка! У Бога все живы. А сама смерть — милость и свидетельство. Царствие Небесное рабу Божиему протоиерею Димитрию!