Найти тему

Ребёнок совсем не хочет учиться! А должен?

Поговорили с психологом и постоянным автором программ Анастасией Ольховской об учебной мотивации детей, школьных войнах и отношениях отцов и детей. Никаких готовых ответов и непрошеных советов - только научные факты и взгляды современных специалистов.

Обсудим вопросы:

- Ребёнок вовсю исследует мир, но в дневниках одни двойки. Что происходит?

- Раз оценки плохие, с ребёнком что-то не так?

- Скоро в школу, а мы не знаем, что делать. Как выбрать подходящую?

- Как нам стать примером для ребенка и помочь ему учиться?

- Пора выбирать кружки и хобби. Как не перегрузить ребенка?

Время чтения - 7-10 минут. Поехали!

Анастасия Ольховская
Анастасия Ольховская

- Настя, привет! Расскажи, где ты училась и чем занималась в психологии?

Привет! Я закончила Психологический факультет МГУ, кафедру возрастной психологии. Её основал П. Я. Гальперин, создатель известной системы развивающего обучения, так что мы часто касались вопросов образования и мотивации к учебе. Занималась разными темами: писала об изменении отношений между супругами после появления ребенка, мотивации к учебе младших школьников, а ещё изучала связь мотивации к обучению с отношениями в семье.

О ВИДАХ МОТИВАЦИИ

- Перед интервью ты предупредила, что с мотивацией к учёбе все непросто, и ты точно не будешь давать готовых советов и рецептов. Расскажи, почему даже у любознательного ребенка могут быть проблемы с мотивацией к учёбе?

Отличный вопрос! Многие путают познавательную мотивацию и учебную мотивацию. Это совсем не одно и то же. Познавательная мотивация появляется у большинства детей в возрасте около 3 лет. Ребенок начинает активно интересоваться всем что его окружает: природой, техникой. 5 лет - возраст почемучек, когда ребёнку интересно всё: почему трава зеленая, почему птицы умеют летать. Одни сходят с ума по динозаврам, другие - по камням, третьи - по медицине или животным.

С учебной мотивацией все сложнее: ведь цель учебы - не сам процесс, а изменение себя.

Например, мы с тобой работаем, ты берёшь у меня интервью. Твоя цель - сделать классный материал для читателей. А у ребёнка, который пишет сочинение, сам текст не будет иметь собственной ценности. Он нужен только для того, чтобы научиться писать, начать мыслить и анализировать.

Мотивация к такой деятельности - очень сложный предмет исследований. К счастью (для кого-то к сожалению), никто не умеет управлять желаниями других людей и заставлять их что-то делать. Родители сталкиваются с тем, что дети не всегда хотят учиться. Но посмотрите на себя: мы сами часто не способны прикладывать усилия к внутренним изменениям.

Мы вечно обещаем себе начать новую жизнь, пойти на курсы повышения квалификации или бросить вредные привычки, но редко делаем это. Тогда почему мы ждём от ребенка, что он с бодрой мотивацией проживёт все 11 классов?

Просто так вызвать учебную мотивацию нельзя, но можно создать условия для её появления. А ещё стоит спокойно относиться к тому, что в какие-то периоды у ребенка нет этой мотивации.

- Это объясняет, почему некоторые дети с удовольствием исследуют мир, но из школы приносят одни двойки?

Пожалуй, да. У детей часто точечный познавательный интерес: одно дело изучать что-то любимое, и совсем другое - ежедневно дисциплинированно трудиться в школе над не всегда интересными им предметами.

- Можешь кратко рассказать об особенностях учебной мотивации детей разных возрастов?

Есть подход советских психологов, который я считаю довольно практичным (кстати, его сейчас активно перенимают на западе). Он гласит, что у каждого возраста своя ведущая деятельность, в русле которой идет основное развитие.

У дошкольников с 3 до 6 лет это - игра. У младших школьников 7-11 лет это - учеба (как ни странно!), а у подростков 12-16 лет это - общение.

Для дошкольников вся учебная деятельность должна содержать элемент игры.

В младшей школе происходит расцвет учебы. Наверное, многие удивились, но дети 6-7 лет часто просятся в школу. Главное, чтобы их ожидания не оказались обмануты.

Дальше идет кризис подросткового возраста. Подростку очень важно общение со сверстниками. Если отношения в школе не ладятся, он может отказываться учится. Или наоборот, если отношения ладятся, но в группе есть антитренд на учебу, он последует за ним. Кроме того, на фоне гормонального шторма могут временно снизиться когнитивные способности, например, ухудшается память. Подросток в этом не виноват, эти проблемы нужно просто пережить.

- Расскажи, как создать условия для учебной мотивации?

Мотивацию к обучению можно грубо разделить на две части: это мотивы, лежащие в самом учебном процессе (“я хочу учиться ради учебы, мне нравится процесс”), и мотивы за пределами учебной деятельности (“я хочу ходить в школу, потому что там друзья, приятная атмосфера, потому что папа пообещал купить планшет за пятерки и тд”).

В обоих случаях важную роль играет система обучения.

Сейчас есть множество школ с разными подходами (например, развивающее обучение Эльконина-Давыдова, которое я очень люблю), но нет той, которая подходит всем детям. Кому-то хорошо во время учебы самостоятельно совершать открытия, кому-то нужно больше определенности. Задача родителя - найти лучшую систему обучения для своего ребенка.

Если ребёнку плохо в школе, то никакой интерес к учебной деятельности не сможет сохраниться.

Кроме того, на развитие учебной мотивации влияют и другие события в жизни ребенка. Конфликты в семье, изменения в укладе жизни (не всегда негативные), чрезмерная нагрузка за счет дополнительных занятий, всегда отражаются на учебе.

-2

ПРО ОЦЕНКИ

- Расскажи, как на учебную мотивацию влияют оценки?

Кажется, это тема для отдельной лекции. Главная функция оценки - это обратная связь, метрика правильности выполнения работы. Но в обычной российской школе эта роль частично утрачена.

Чаще всего родитель давит на ребенка: “Я хочу, чтобы ты приносил одни пятерки”. Но ведь как задачу поставишь, так она и будет решаться. Здесь не идет речи о мотивации к обучению, это мотивация к получению оценок.

- Как тогда должна быть устроена система оценок?

Во-первых, обратная связь должна быть критериальной.

Например, ребёнок правильно решил задачу по математике, но оформил её неаккуратно, с помарками. В российской школе за это часто ставят 4, а не 5. Не знаю, кто как к этому относился, но меня в детстве очень злило такое отношение. Фактически, в одну оценку сливаются два критерия (аккуратность и правильность), а их надо разделять.

Во-вторых, из оценки ребёнку должно быть понятно, над чем работать. Это называется дифференцированность.

У нас как: писал ты большую контрольную и получил за неё “трояк”. Ну что значит этот “трояк”? Учитель должен объяснять: “Ты текстовые задачи решаешь хорошо, таблицу умножения выучил, а вот дроби пока не очень понимаешь”. К сожалению, в обычной школе у учителей не хватает времени и сил так тщательно подходить к работе с каждым ребёнком.

- А что делать родителям, если с хорошими оценками у ребенка не сложилось?

Очень важно, чтобы семья воспринимала оценку не как отзыв о личных качествах ребенка, а только как обратную связь по его знаниям.

Учитель не пытается сказать, что ваш ребёнок “на троечку” получился. У вас отличный ребёнок! Он просто ещё не успел что-то понять и выучить.

Вокруг оценок детей у нас вообще целый культ. Родителям (а особенно старшему поколению) очень нравится хвастаться, что у них растет круглый отличник. Что за этим стоит - неважно. Детям ставят цель не “научиться учиться”, не “научиться решать уравнения”, а приносить пятерки. И у учителей постоянно спрашивают: “Как нам получить пять в четверти?” О какой учебной мотивации может идти речь? Вам эта “пятерка” зачем, на стену повесить?

Не всегда важны эти оценки. У меня в школе бывали тройки, хотя по многим предметам я была очень успешна. Учителя ждали, что если я и не буду отличницей, то точно пополню ряды хорошистов.

Но в старших классах меня больше волновало поступление в вуз и несколько внешкольных проектов (в том числе работа с детьми). В результате, у меня один трояк в атетсатте. Ничуть не жалею. А потом Университет с красным дипломом.

Что может сделать родитель? Помнить, что ребёнок сейчас не приобретает знания на всю жизнь. Задача школы - не дать информацию, а научить учиться. Кто умеет учиться, нужные знания приобретёт в любом возрасте.

Восстановить пропущенное можно при поступлении в вуз, в университете, во взрослой жизни. А вот отношения с ребёнком могут быть раз и навсегда испорчены войной за школьные оценки! И восстановить их будет почти невозможно.

Любые поиски решения проблем с учебой становятся возможны только при доверительных отношениях в семье. Не родитель должен принимать решение, в какую школу переводить ребенка - это всегда диалог: “А тут тебе комфортно, тут тебе интересно?”.

Школа не стоит того, чтобы испортить отношения в семье.

-3

О ВЫБОРЕ ШКОЛЫ

- Раз мы заговорили об этом: можешь дать несколько советов, как подходить к выбору школы для ребенка?

Во-первых, поступление в школу - тот момент жизни, когда очень полезно (и совсем не стыдно!) посоветоваться с профессиональным психологом. Есть доступная процедура - диагностика психологической готовности ребенка к школе.

Ребёнок должен пойти в школу морально зрелым и готовым: кроме познавательной и учебной мотивации должны сформироваться коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера.

В быту многие называют это “усидчивостью”, но на самом деле это мера того, насколько ребёнок может сосредоточиться и управлять своим поведением. Это чисто возрастное - бывает, в 7 лет это уже есть, а бывает, формируется только через год. Иногда над этим нужно работать.

Если отдать неподготовленного ребенка в 6-7 лет (особенно часто так бывает с мальчиками, которых в 18 лет призовут в армию), то наверняка возникнет дезадаптация, и с учебной мотивацией ничего не получится.

Во-вторых, родителю стоит тщательно изучить все доступные варианты школ. Совсем не обязательно смотреть в сторону дорогих частных школ или экзотических проектов. В бюджетной общеобразовательной школе может быть очень хорошо: обратите внимание на учителя, на программу обучения и на то как организована жизнь в целом.

Важно лично встретиться и пообщаться с учителем. Прежде всего, узнайте, по какой системе он работает (да, их много разных даже среди соответствующих ФГОС, и они хорошо описаны. Всю необходимую информацию можно найти в интернете).

Еще обязательно обращайте внимание на стиль общения учителя: спросите, какие педагогические ценности он считает важными для себя. Он может быть хорошим человеком и учителем, но если ваши взгляды на процесс воспитания расходятся, будет сложно. Идеально, когда школы в вашем районе проводят открытые уроки.

Когда мы говорим о выборе средней и старшей школы, все гораздо сложнее. Тут уже начинается профориентация и выбор узкого профиля. Кроме того, у ребенка могут быть травмы, связанные с предыдущим опытом обучения. Со всем этим также хорошо умеют работать психологи, и не стоит пренебрегать их консультацией.

-4

О НАГРАДАХ И НАКАЗАНИЯХ

- Скажи, а как на ребенка влияют угрозы, что если он не будет учиться, то не найдет хорошую работу и будет жить плохо?

Взрослым свойственно говорить: “Ты не выучил ЖИ ШИ пиши через И, поэтому станешь дворником”.

Но мотивация, связанная с далекой перспективой, для детей до 9 класса не работает!

Они могут на словах искренне обещать исправиться и даже сделать вид, что испугались, но на самом деле такая мотивация не создает активирующего давления на поведение, не дает движущей силы. Только взрослые могут работать на отдаленную цель (и то не все).

- А позитивная мотивация работает?

Тоже нет.

Вы можете рассказывать ребёнку, что если он будет хорошо учиться, то станет богатым в будущем, или будет заниматься чем-то интересным - это точно также не даст нужного отклика.

Только с 9-10 класса у ребенка возникает понимание связи его нынешней работы и будущего успеха. И тогда же появляются карьерные цели и желания.

Что делать? Не использовать мотивацию на отдаленную перспективу как основную, работать с текущими условиями.

- А насколько полезен для учебной мотивации положительный пример родителей, какого-то общественного героя, кумира?

Есть у меня любимое выражение:

“Дети часто не слушают, что мы говорим, но всегда повторяют то, что мы делаем”.

Эффект повторения и “заражения” действиями работает. Правда, дети очень хорошо считывают, что делается искренне, а что притворно. Если, например, родители впервые достали книжки и пять минут смотрят в них, пытаясь отвлечь ребенка от планшета и привить любовь к чтению - это точно не сработает.

А вот если в семье действительно много читают и делают это взахлеб, с удовольствием, шансы, что ребёнок будет читать, многократно возрастают.

Полезно не только читать при детях, но и заниматься ремонтом, готовить, экспериментировать. Ребёнок повторяет образ жизни семьи: если все занимаются спортом, то и дети вырастут активными. И наоборот: никто из нас не идеален, но если в семье есть вредные привычки, ребенка будет трудно отучить от них.

Перенос с известных личностей или из книг работает хуже, хотя есть много красивых историй о вдохновении из детства.

Например, Генрих Шлиман (археолог, первооткрыватель Трои) рассказывал, как в детстве отец подарил ему книжку с легендами о Трое, и поиск города стал его мечтой. Не знаю, насколько это правда. Такой опыт не распространить на всех детей, но круто, когда есть материал, который может “цепануть”.

Кстати, мы затронули очень важную тему насыщения среды.

Очень важно, чтобы вокруг ребенка было много вариантов занятий, чтобы он видел многообразие мира.

Это могут быть хорошие книги, научные наборы, микроскоп или телескоп, участие в кружках. Даже если у ребенка в школе плохо идут дела, он может добрать недостающие компетенции читая, играя и экспериментируя. Тогда какая разница, где он развивается?

- Как ты относишься к вознаграждению детей ценными вещами за успехи, или лишению их за провалы?

Таким способом можно добиться только очень близкой и конкретной цели в учебе. Вопрос в том, чего хочет родитель.

Если вам нужно, чтобы ребёнок приносил пятерки в течение месяца (неясно только, зачем), или если вы хотите, чтобы он усвоил конкретные навыки, это может сработать. Но учебной мотивации от подарков точно не возникнет.

Правда, есть один механизм, который психологи называют “сдвиг мотива на цель”. Это когда ребёнок начинает, например, учиться музыке из-за того, что родители пообещали подарить новый телефон через полгода. А в процессе оказывается, что ему очень нравится музицировать, и он ходит на занятия. Но такое происходит довольно редко. К тому же, деятельность, которую вы предлагаете ребёнку таким образом, должна быть абсолютно новой и очень крутой.

-5

ПРО КРУЖКИ

- Многие родители отправляют ребенка на все кружки сразу, не зная, чем ребёнок хочет заниматься. Как понять, что он перетруждается и пора сбавить нагрузку?

Если у ребенка повышена нагрузка, могут начаться перепады настроения, тревожный сон, повышается капризность. Не доводите до физиологических проявлений. Еще один критерий:

вы должны видеть, что у ребенка есть свободное время, не посвященное ничему.

Он уже сделал уроки, ему ещё не надо идти на кружок, он может просто побегать по квартире, посмотреть мультики, поиграть или бесцельно полежать на диване - вот что такое свободное время, и оно должно быть каждый день.

Количество внешкольной нагрузки зависит от конкретного ребенка. Сама по себе мысль предлагать ребёнку как можно больше занятий неплоха, пробовать разное и давать выбор необходимо. Но это должно быть множество пробных (!) занятий, их не должно остаться столько через месяц.

А вообще, с ребёнком младшего школьного возраста полезно просто поговорить, спросить, что интересно, а что тяжело.

- Если ребёнок 7-9 лет протестует против, например, музыкальной школы, но вы чувствуете, что это будет очень полезно для него в будущем, стоит настаивать?

Это, разумеется, личный выбор каждой семьи.

Моя позиция такова: приобрести знания можно в любом возрасте, а вот отношения с ребёнком восстановить после такого конфликта будет невозможно.

Все эти рассуждения “после 5 лет поздно начинать учиться играть на скрипке” идут из ложной установки “либо заниматься профессионально, либо никак”. И взрослые люди учатся музыке, если действительно хотят.

А ещё мой сын научил меня тому, что отбить охоту можно к чему угодно, если сильно на этом настаивать. Даже любимым тортом можно перекормить.

Как родителю научиться не решать за ребёнка, кем ему быть?

Сходить к психологу на личную терапию.

Я серьезно, если ты пытаешься построить и предопределить жизнь ребёнка, это верный знак, что пора к специалисту.

Он поможет тебе разрешить себе быть тем, кем ты хочешь, и ребёнку быть тем, кем хочет он.

Анастасия с сыном
Анастасия с сыном

____________

Sciencely — это образовательные программы для детей 7-16 лет в онлайне и офлайне, а также наборы для научных экспериментов. Мы, выпускники естественнонаучных факультетов МГУ и молодые врачи, делаем непонятное понятным и для ребят, и для родителей. Занимайтесь и будьте с нами: https://scly.me/us