Найти тему
Цех

Искусство увлекательного разговора: кто такие эксплейнеры и чем они занимаются

Экс­плей­не­ры — новая профессия в наших научных музеях: они во­вле­ка­ют по­се­ти­те­лей в раз­го­вор о на­у­ке, основываясь на интересах, знаниях и эмоциях своей аудитории. В Европе большие музеи уже запустили программы для обучения эксплейнеров, а теперь такая возможность есть и в Москве. До 12 ок­тяб­ря все же­ла­ю­щие мо­гут по­дать за­яв­ку в бесплатную Школу эксплейнеров от По­ли­тех­ни­че­ско­го му­зея, где о профессии рас­ска­жутна­уч­ные жур­на­ли­сты и ком­му­ни­ка­то­ры, а также спи­ке­ры из ин­сти­ту­та «Стрел­ка», ИКРЫ, Geek­Brains и НИУ ВШЭ. «Цех» поговорил с преподавателем Школы и руководителем центра методик и научной коммуникации «Политеха» Ильей Венявкиным о том, как находить подход к самой разной аудитории и интересно рассказывать про науку.

Коллаж: Миша Надь / Цех. Фото: Everett Collection / Shutterstock, личный архив
Коллаж: Миша Надь / Цех. Фото: Everett Collection / Shutterstock, личный архив

Как появились эксплейнеры

В музее мы привыкли погружаться в содержание выставок с помощью посредника, чаще всего им выступает экскурсовод. Эксплейнер делает похожую работу, но использует совершенно другие методы. Когда я представляю себе стандартную экскурсию, то в значительной мере она похожа на интерактивную лекцию. Экскурсовод может провести вас по залу и рассказать, что правильно думать про конкретную экспозицию, но это не самый захватывающий и эффективный способ коммуникации.

Специалисты в музеях науки стали задумываться, как сделать так, чтобы не просто проинформировать посетителя, но и развить в нем интерес к предмету. Исследуя научную коммуникацию, они заметили, что равноправный диалог работает лучше, чем справка или лекция. Однако, этот разговор не должен состоять из закрытых вопросов вроде: “Сколько элементов в таблице Менделеева?", — потому что если вы не знаете ответ, беседа не станет для вас интересной.

Смысл в том, чтобы люди начали воспринимать науку как часть своей жизни, понимали, зачем она нужна, и могли самостоятельно пользоваться научным инструментарием, чтобы отвечать на важные для себя вопросы. В рамках такого переосмысления и появились эксплейнеры, их задача -- вовлекать посетителей музея в разговор о науке, отталкиваясь не от своей программы, а от вопросов и интересов аудитории.

Задачи и роль в музее

Если вам кажется, что вы знаете о науке не так много, чтобы поддерживать разговор, то это не так. С точки зрения эксплейнера недостаточных знаний быть не может. Если вы пришли в Музей науки, то у вас есть, как минимум, интерес и ваш собственный опыт. Задача эксплейнера — найти такую стартовую точку, чтобы начать разговор даже о незнакомом вам научном явлении.

Например, вы можете не знать, как устроена клетка, но наверняка понимаете, как устроен город: у него есть центр, а есть окраины; чтобы город жил, нужны электростанции, которые производят энергию, дороги, по которым можно перемещаться — все это есть и в клетке. Идея в том, чтобы объяснять незнакомое через понятные аналогии. Для этого эксплейнер должен определить, что вам интересно, и оттолкнуться от этого.

Если к вам приходит подросток, который болеет за “Спартак”, нужно быстро придумать, как связать интерес к футболу с научным содержанием

Это творческая профессия, которая во многом похожа на искусство увлекательного разговора. Задача Школы эксплейнеров – научить проектировать такие разговоры, чтобы интересно было двум сторонам.

Как и где учиться

Во всем мире эксплейнеры существуют уже давно: они есть, например, в Музее науки в Лондоне, в центре «Коперник» в Варшаве, в Эксплораториуме (Интерактивный научный музей — Прим. “Цеха”) в Сан-Франциско. Большие научные музеи заинтересованы в том, чтобы эксплейнеров становилось больше, поэтому создают открытые программы. Мы в Политехе тоже создали свою Школу: она продлится восемь недель и будет состоять из нескольких блоков.

Участники познакомятся с дизайном образовательного опыта, основами коммуникации и решения конфликтов, сервис-дизайном и научным сторителлингом -- научатся рассказывать сложное содержание интересно, но без потери фактической достоверности. Еще один блок будет посвящен базовой фасилитации: мы научимся работать с группами, вовлекать людей в разговор и выстраивать общение через вопросы. Находить подход к самой разной аудитории — это сложный навык. Такое обучение требует большой практики, и мы надеемся, самое важное случится, когда наши эксплейнеры попадут в экспозицию, начнут практиковаться и разговаривать с реальными людьми.

Прийти в школу может любой желающий, у нас нет формальных ограничений. Но чтобы работать эксплейнером в Политехе, вам, как минимум, должны быть интересны наука и люди. В Европе, где уже давно обучают эксплейнеров, ведутся споры о том, что важнее – хороший научный бэкграунд или коммуникативные навыки? Но на самом деле выбрать практически невозможно, с каждым эксплейнером все решается индивидуально.

Карьерный рост

Эксплейнер – стартовая музейная позиция, но она воплощает в себе ключевую миссию — научное просвещение. Эксплейнер может вырасти в продюсера, обучать других людей, руководить командой. Он может развивать содержательную деятельность в музее — отвечать за публичные программы и образовательные продукты, продолжая делать научное знание более интересным и доступным.

Что касается трудоустройства, есть две модели: эксплейнеры в штате и на частичной занятости. Неполная занятость, подойдет студентам, увлеченным наукой или исследователям. В этом случае вы приходите в музей на несколько часов в день и работаете в зале, который связан с вашими научными интересами.

Все са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное со­би­ра­ем в на­шем Face­book

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц