Эксплейнеры — новая профессия в наших научных музеях: они вовлекают посетителей в разговор о науке, основываясь на интересах, знаниях и эмоциях своей аудитории. В Европе большие музеи уже запустили программы для обучения эксплейнеров, а теперь такая возможность есть и в Москве. До 12 октября все желающие могут подать заявку в бесплатную Школу эксплейнеров от Политехнического музея, где о профессии расскажутнаучные журналисты и коммуникаторы, а также спикеры из института «Стрелка», ИКРЫ, GeekBrains и НИУ ВШЭ. «Цех» поговорил с преподавателем Школы и руководителем центра методик и научной коммуникации «Политеха» Ильей Венявкиным о том, как находить подход к самой разной аудитории и интересно рассказывать про науку.
Как появились эксплейнеры
В музее мы привыкли погружаться в содержание выставок с помощью посредника, чаще всего им выступает экскурсовод. Эксплейнер делает похожую работу, но использует совершенно другие методы. Когда я представляю себе стандартную экскурсию, то в значительной мере она похожа на интерактивную лекцию. Экскурсовод может провести вас по залу и рассказать, что правильно думать про конкретную экспозицию, но это не самый захватывающий и эффективный способ коммуникации.
Специалисты в музеях науки стали задумываться, как сделать так, чтобы не просто проинформировать посетителя, но и развить в нем интерес к предмету. Исследуя научную коммуникацию, они заметили, что равноправный диалог работает лучше, чем справка или лекция. Однако, этот разговор не должен состоять из закрытых вопросов вроде: “Сколько элементов в таблице Менделеева?", — потому что если вы не знаете ответ, беседа не станет для вас интересной.
Смысл в том, чтобы люди начали воспринимать науку как часть своей жизни, понимали, зачем она нужна, и могли самостоятельно пользоваться научным инструментарием, чтобы отвечать на важные для себя вопросы. В рамках такого переосмысления и появились эксплейнеры, их задача -- вовлекать посетителей музея в разговор о науке, отталкиваясь не от своей программы, а от вопросов и интересов аудитории.
Задачи и роль в музее
Если вам кажется, что вы знаете о науке не так много, чтобы поддерживать разговор, то это не так. С точки зрения эксплейнера недостаточных знаний быть не может. Если вы пришли в Музей науки, то у вас есть, как минимум, интерес и ваш собственный опыт. Задача эксплейнера — найти такую стартовую точку, чтобы начать разговор даже о незнакомом вам научном явлении.
Например, вы можете не знать, как устроена клетка, но наверняка понимаете, как устроен город: у него есть центр, а есть окраины; чтобы город жил, нужны электростанции, которые производят энергию, дороги, по которым можно перемещаться — все это есть и в клетке. Идея в том, чтобы объяснять незнакомое через понятные аналогии. Для этого эксплейнер должен определить, что вам интересно, и оттолкнуться от этого.
Если к вам приходит подросток, который болеет за “Спартак”, нужно быстро придумать, как связать интерес к футболу с научным содержанием
Это творческая профессия, которая во многом похожа на искусство увлекательного разговора. Задача Школы эксплейнеров – научить проектировать такие разговоры, чтобы интересно было двум сторонам.
Как и где учиться
Во всем мире эксплейнеры существуют уже давно: они есть, например, в Музее науки в Лондоне, в центре «Коперник» в Варшаве, в Эксплораториуме (Интерактивный научный музей — Прим. “Цеха”) в Сан-Франциско. Большие научные музеи заинтересованы в том, чтобы эксплейнеров становилось больше, поэтому создают открытые программы. Мы в Политехе тоже создали свою Школу: она продлится восемь недель и будет состоять из нескольких блоков.
Участники познакомятся с дизайном образовательного опыта, основами коммуникации и решения конфликтов, сервис-дизайном и научным сторителлингом -- научатся рассказывать сложное содержание интересно, но без потери фактической достоверности. Еще один блок будет посвящен базовой фасилитации: мы научимся работать с группами, вовлекать людей в разговор и выстраивать общение через вопросы. Находить подход к самой разной аудитории — это сложный навык. Такое обучение требует большой практики, и мы надеемся, самое важное случится, когда наши эксплейнеры попадут в экспозицию, начнут практиковаться и разговаривать с реальными людьми.
Прийти в школу может любой желающий, у нас нет формальных ограничений. Но чтобы работать эксплейнером в Политехе, вам, как минимум, должны быть интересны наука и люди. В Европе, где уже давно обучают эксплейнеров, ведутся споры о том, что важнее – хороший научный бэкграунд или коммуникативные навыки? Но на самом деле выбрать практически невозможно, с каждым эксплейнером все решается индивидуально.
Карьерный рост
Эксплейнер – стартовая музейная позиция, но она воплощает в себе ключевую миссию — научное просвещение. Эксплейнер может вырасти в продюсера, обучать других людей, руководить командой. Он может развивать содержательную деятельность в музее — отвечать за публичные программы и образовательные продукты, продолжая делать научное знание более интересным и доступным.
Что касается трудоустройства, есть две модели: эксплейнеры в штате и на частичной занятости. Неполная занятость, подойдет студентам, увлеченным наукой или исследователям. В этом случае вы приходите в музей на несколько часов в день и работаете в зале, который связан с вашими научными интересами.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Facebook
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.