Найти тему
ТЕРАТЕК

Техническое обслуживание камер видеонаблюдения: худшие и лучшие практики

Идёт ли всё к тому, чтобы камеры разделили судьбу бытовой электроники, которая успевает морально устареть раньше, чем возникнет необходимость в элементарной профилактике и чистке? Перспективы и соображения — в обзоре, подготовленном пресс-службой компании «ТЕРАТЕК».

Судьба типичной камеры видеонаблюдения — круглосуточно пялиться на объект сквозь пыльное окошко в замызганном кожухе (если, конечно, заказчик не вложился предусмотрительно в серьёзный термокожух с омывателем и очистителем стекла). Профилактика? Чистка? Да ладно, и так работает, «не кино снимаем». Традиционный для IT-отрасли подход «если работает, лучше не трогать» проник и в индустрию безопасности, и камеры потихоньку, бочком протискиваются в категорию необслуживаемых изделий. Ценовое пике, спровоцированное вендорами из КНР, приводит к тому, что камеры, предназначенные для профессионального использования, всё более начинают походить на изделия бытовой электроники. Которая успевает морально устареть раньше, чем назреет необходимость в техническом обслуживании. Как вы думаете, сохранилась ли в документации на современные камеры графа об уходе за изделием? Ну да, «читать мануалы позорно», но всё-таки?

В чьих интересах?

Кто заинтересован в том, чтобы процедуры ухода за камерами проводились в необходимом объёме в нужные сроки? В цивилизованных условиях контракт на техническое обслуживание системы обычно получает компания-инсталлятор. Отдельные процедуры, тем не менее, приходится выполнять и конечнику. В частности, важной задачей является своевременное оповещение обслуживающей организации обо всех возникающих неисправностях — в противном случае накопление проблем способно привести к частичному, а то и полному выходу системы из строя. Периодическое ТО в принципе возможно выполнять и силами конечного пользователя. Однако повальное стремление к экономии и вероятная нерадивость персонала (нередко вызванная экономией на заработной плате) способны свести эту вероятность на нет.

А как насчёт производителя? Рекомендации в документации по большей части направлены на то, чтобы избежать предъявления претензий: не обливать ацетоном, не тереть наждачной бумагой и т.п. По сути, ухоженная камера старой модели производителю крайне невыгодна: нужно продавать новые, наращивать объёмы, чтобы доминировать на рынке. В результате «железо» перестаёт быть долгосрочным вложением. Отсюда и вполне оправданное пренебрежение конечника к собственному оборудованию.

Что мы видим в итоге? Атмосферные загрязнения выливаются в потёки, пыль и грязь на кожухах, включая стёкла, оптику и купола. Стёкла кожухов в камерах с подогревом на керамике мутнеют изнутри от паров масла и лакокрасочных покрытий. Внутри корпусов накапливается влага, отчего условия работы электроники становятся неконтролируемыми.

Чем всё это грозит? Влажность повышает вероятность отказа электроники. Падение пропускной способности оптического тракта ведёт к снижению реального разрешения и повышению порога светочувствительности. То есть, все технические преимущества, по которым производители жёстко конкурируют между собой, сводятся на нет. Заказчики принимают решения о приобретении конкретных моделей камер, исходя из технических характеристик и визуального качества картинки. На момент пуска системы с изображением всё в порядке. Но спустя несколько месяцев «неухода» картинка может существенно деградировать, а то и вовсе пропасть.

Что делать?

Самый очевидный способ обеспечить своевременное техобслуживание камер видеонаблюдения — периодически напоминать о нём конечнику. Например, зарегистрированных пользователей может по электронной почте извещать производитель либо инсталлятор. Правда, в этом случае невозможно учесть особенности конкретного объекта: в реальности никто не будет собирать данные о местах установки телекамер и условиях их работы ради каких-то там напоминаний.

Владо Дамьяновски в своём классическом труде «Библия видеонаблюдения» рекомендует проводить профилактическое техобслуживание системы как минимум дважды в год. Состав процедур определяется в зависимости от потребностей конкретных технических средств.

Больше всего хлопот с точки зрения технического обслуживания приносят уличные камеры, подвергающиеся воздействию целого ряда природных факторов. Специфика конкретной местности здесь может вылиться, к примеру, в периодическую обработку химикатами для отпугивания насекомых, птиц и грызунов. При периодической системы следует уделить внимание не только камерам, но и осветительным приборам — как встроенным, так и отдельно стоящим.

Дочитать статью до конца >>