Найти тему
Антропосфера

Детские воспоминания времен гражданской войны. Побег от голода в город Баку, 1921 (или 1922 год)

Моя бабушка родилась в мае 1917 года, если бы она была жива ей было бы сейчас 103 года! Это при том, что мне сейчас 34 года. 

Данное повествование создано на основе рассказов моей бабушки жившей в непростое время - первые годы существования СССР.  В её свидетельстве рождения написано: Анна Васильевна Чернова, место рождения Хвалынский уезд, Саратовская губерния,1917 год. 

Бабушка всю жизнь несла на себе груз революции 1917 года, голода, страхов и тяжёлых перемен.  Революцию она разумеется не запомнила, но знала о ней от отца. Такое чувство, что до СССР в деревне был повсеместный самосуд и анархия. Но об этом в другой статье. 

Голод 1920-х гг Анна Васильевна описывала зачастую невербально. Её существо в момент рассказа наполнялось каким то ужасом. Её глубоко посаженные глаза глядели сквозь пол, руки то и дело касались рта, лица. Сутулая и маленькая  она словно преврашалась в девочку. Бабушка начинала плакать, голос её тихо завывал, после каждой фразы она тяжело вздыхала. 

К сведению читателя, мне, автору этих строк было 10 лет, когда я впервые осознала кто есть моя бабушка. Позволю себе небольшое отступление в виде описания облика А. В. (Анны Васильевны) 

Другие внуки А. В. за спиной называли бабушку Бабой Ягой. Ростом она была в метр с половиной. Очень сухая, длиннорукая. Она всегда одевала чёрное платье в мелкий цветок или горошек. Редкие седые волосы были собраны в жиденький пучок с обязательным волнистозубым гребнем. Обязательный передник с карманом. Выходя из дома она брала кривую палку. Запирая многочисленные замки и крючки она крестилась со словами "крестный замок - самый крепкий замок". Она всегда говорила в настоящем времени, про будущее только с присказкой "жива буду…" и не дай бог кто-то скажет при ней без этого "жива" она обязательно поправит сказав, что "с чего ты взял что будешь жив, а?" 

Когда готовилась еда, бабушка следила за тем чтобы не было отходов. В сухом месте всегда был спрятан мешок с сухарями. 

Свою жизнь она считала богатой, потому что в доме была еда, в погреб - картошка, в ларе - мука. Солила мясо в трехлитровой банке для супа….

Теперь образ А. В. весьма понятный, перейдём к её рассказу о переезде в Баку. Далее от её имени. 

Мне было лет около 7 (прим. вероятнее всего около 4-5 лет) . Был голод, отец собрал детей (меня, Аришу и Алешу) и отвёз в Хвалынск. В Хвалынске мы сели на пароход и поплыли. 

Плыли долго. Народу было много, таких же как мы беженцев. Отец понимал, что от голода другого пути нет. Хотя человеком он был не грамотным, простым. 

На пароходе, в общей массе людей были солдаты, матросы. Один солдат подарил мне оловянную игрушку, солдатика. Бы "белым" видимо… Я.. Я помню как его убили, застрелили. Тело убитого выбросили на моих глазах в Каспий… " 

Этот рассказ в различных вариациях рассказывала мне бабушка. Многое забылось ею, что-то забыла я. Одно лишь ясно, что молодой солдат плыл в Баку, был добр и решил подарить моей ещё юной бабушке игрушку, пожалел её, поговорил с ней и её сестрой Аришей, которые вероятно были очень бедно одеты, вероятно чем-то угостил из еды… 

Потому, вероятно, он запомнился, добротой и лаской, и жгущим сердце жестоким и несправедливым убийством на глазах голодных детей плывших с родителями из Поволжья… 

Други публикации автора https://vk.com/simbir_nature_history