У всех детей, которые приходят ко мне подтянуть школьные знания, есть одинаковые отличительные характеристики. И именно с ними стоит работать параллельно с получением знаний.
Низкая самооценка.
Думаете, это только у взрослых бывает? Нет, друзья мои, у детей сплошь и рядом. Постоянно слышу от них: «Я это не смогу», «У меня это не получится», «Я никогда не смогу это запомнить», «Я глупый(-ая)», «Я всегда делаю неправильно» и много еще чего.
Один ребенок мне сказал: «Я только списывать умею». И откуда у него такая мысль?! Догадываетесь? Позвольте вам напомнить, мнение детей о себе формируется в первую очередь в семье.
Поддерживайте их во всем, помогайте исправлять ошибки, но не ругайте за них. «Да, сейчас ты ошибся, но ты ведь для того и ходишь в школу, чтобы научиться. Ошибки показывают тебе, что нужно улучшить и подучить. Ты справишься! Ты ведь у меня такой способный! Можешь спрашивать меня, если что-то непонятно».
И направляете действия ребенка в нужное русло. Если нужно выучить правило, чтобы понять материал, предлагаете выучить. Именно предлагаете, а не заставляете. Если нужно что-то переписать, подводите к этому.
Очень важно нам, взрослым, самим помнить: школьные оценки – это важно, но это не самое важное в жизни! И давайте будем откровенны – кому из нас школьные оценки помогли добиться процветания, любви, радости?
Настраивайте ребенка на то, что школьные знания, это только начало большого обучения, где он спокойно может набивать себе шишки. Настоящее обучение ждет его после школы.
Отсутствие мотивации к обучению.
Здесь родители просто опускают руки. Дело в том, что над мотивацией необходимо работать еще до школы, в дошкольном возрасте. Но и в школьные годы не стоит отходить в сторону.
Часто наказания и страх – это единственная мотивация, которой пользуются родители. Начинать стоит с причины отсутствия мотивации.
Важно мягко добиться ответа от ребенка: «Почему ты не хочешь идти в школу? Делать домашнее задание? Учиться?» Если у вас доверительные отношения с ребенком, то это будет не сложно. Если же вы все время на работе и не знаете мыслей и чувств своего чада, то ответа вы можете не получить совсем.
Первые ответы ребенка «не знаю», «просто не хочу». Это не считается. Продолжайте выяснять. Пусть не сразу, но причину найдете. И причины могут быть разные: не понял тему, неинтересен предмет, не ладятся отношения с одноклассниками или учителем и пр.
Но основная причина у современных детей – скучно и неинтересно. Или лень. И от этого уже начинайте плясать!
Самое главное донести в доступной форме простой факт: обучение – это приложение волевых усилий. По-другому обучения не бывает. Если нет усилий, значит, вы это уже знаете, выучили.
Обучение в игровой форме существует в дошкольном возрасте и то с натяжкой. Обучение в игровой форме – это миф. Игра и обучение – это два разных вида деятельности. Да, можно сделать обучение интересным, увлекательным, но это не всегда возможно. Как правило, обучение – это регулярное повторение одного и того же. Поэтому неинтересно и скучно.
НО! Важен сам факт ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Обратите внимание ребенка на то, как он чувствует себя, когда чего-то добился: победил в соревновании, смастерил какую-то вещь, сварил обед, ответил у доски на «пять».
Это чувство победы над собой, чувство удовлетворения, просто чувство радости. И оно МОЖЕТ возникать каждый раз после выполнения домашних заданий. Просто ребенок не обращает внимания на свои ощущения. Чувство легкой радости или удовлетворения не такое сильное, как гнев или страх. Учите ребенка понимать свои чувства.
Лень преодолевается точно так же. Работайте над причинами и самооценкой и результат вас приятно удивит.
И еще обязательно разъясните – даже в самом любимом и интересном деле есть рутина. Это как любишь кататься – люби и саночки возить. Например, я очень люблю шить, но вытаскивать нитки наметки или пришивать карманы я не люблю. Однако это приходится делать во время шитья! И это нормально. Возьмите любое дело – и вы увидите рутину. Обучение – это не просто знания. Это становление характера и качеств личности в первую очередь. Над ними и работайте.
Ставьте лайк за полезность и ждите продолжения в следующей статье! Ведь как вы понимаете, самооценка и мотивация – это не все причины неуспеваемости. В комментариях делитесь своими мыслями на этот счет. Увидимся очень скоро!