Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Разбираем работу Петрова-Водкина по контрастам: двуглазье, которое уширяет пространство

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был чужим среди своих. Его искусство, сложившееся под влиянием иконописи и народного фольклора, слишком предметно для авангарда и слишком символично для реализма.

Перспектива в его работах тоже необычна, она не линейная, а сферическая, отчего зритель будто парит над картинной плоскостью.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) Виноград, 1938 (Государственный Русский Музей)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) Виноград, 1938 (Государственный Русский Музей)

Вот как Кузьма Сергеевич характеризовал свой подход к пространству картины:

«Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю… над живым смотрением» — писал художник в своей книге «Пространство Эвклида».

А теперь давайте разберём живописные средства натюрморта «Виноград».

Чем живопись отличается от раскрашенной картинки?

Тем, что она построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.

Перечислим все контрасты картины Петрова-Водкина.

Контрасты в цвете

Цветовой контраст

Если закрыть правую половину холста или нижнюю её часть, то мы увидим спокойную живопись, прохладную с лёгким тёплым мерцанием.

Температурный контраст

Но в нижней правой четверти всё меняется. Невесть откуда упавший луч света преломляется в стакане и будто указывает на яблоко. Это не простой плод — такие яблоки присылала Кузьме Сергеевичу мать. Она первой открыла художнику красоту народного творчества и на протяжении всей его жизни была главным его другом. И пережила сына на два года...

Контраст дополнительных цветов

Жёлто-оранжевый плод контрастирует с цветом скатерти по дополнительному принципу: сине-фиолетовый в цветовом круге занимает точно противоположную позицию.

Контраст по насыщенности

И самое насыщенное пятно — это тоже хвалынское яблоко. А от него, как лёгкие отблески, повсюду распространяются рыжеватые рефлексы. Контраст затухает.

Контраст по светлоте

Луч света определяет самое светлое пятно, которое также ложится в нижней правой четвёрти картины. Оно не белое, но с помощью холодного тёмного окружения загорается как солнечный зайчик.

Контраст по размеру цветового пятна

В натюрморте много воздуха, пространства. Кроме того, виноград состоит из маленьких ягод, а яблоко крупное, спелое.

Контраст, которого нет (симультанный)

Его называют симультанным, потому что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому если около оранжевого пятна положить нейтрально-серое, то серый начнёт казаться синеватым. Наша среда уже имеет синий оттенок, который от лежащего на скатерти яблока становится ещё сине́е.

Дополнительно:

Правило третей

Если мы разобьём картинную плоскость на трети, то пересечение второй вертикали и второй горизонтали придётся как раз на место между яблоком и стаканом. На смысловой центр! А об этом правиле вы можете почитать здесь:

Как найти смысловые центры картины, и чем фокусные точки лучше золотого сечения

#контрасты_кс

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.