Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был чужим среди своих. Его искусство, сложившееся под влиянием иконописи и народного фольклора, слишком предметно для авангарда и слишком символично для реализма.
Перспектива в его работах тоже необычна, она не линейная, а сферическая, отчего зритель будто парит над картинной плоскостью.
Вот как Кузьма Сергеевич характеризовал свой подход к пространству картины:
«Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю… над живым смотрением» — писал художник в своей книге «Пространство Эвклида».
А теперь давайте разберём живописные средства натюрморта «Виноград».
Чем живопись отличается от раскрашенной картинки?
Тем, что она построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.
Перечислим все контрасты картины Петрова-Водкина.
Контрасты в цвете
Цветовой контраст
Если закрыть правую половину холста или нижнюю её часть, то мы увидим спокойную живопись, прохладную с лёгким тёплым мерцанием.
Температурный контраст
Но в нижней правой четверти всё меняется. Невесть откуда упавший луч света преломляется в стакане и будто указывает на яблоко. Это не простой плод — такие яблоки присылала Кузьме Сергеевичу мать. Она первой открыла художнику красоту народного творчества и на протяжении всей его жизни была главным его другом. И пережила сына на два года...
Контраст дополнительных цветов
Жёлто-оранжевый плод контрастирует с цветом скатерти по дополнительному принципу: сине-фиолетовый в цветовом круге занимает точно противоположную позицию.
Контраст по насыщенности
И самое насыщенное пятно — это тоже хвалынское яблоко. А от него, как лёгкие отблески, повсюду распространяются рыжеватые рефлексы. Контраст затухает.
Контраст по светлоте
Луч света определяет самое светлое пятно, которое также ложится в нижней правой четвёрти картины. Оно не белое, но с помощью холодного тёмного окружения загорается как солнечный зайчик.
Контраст по размеру цветового пятна
В натюрморте много воздуха, пространства. Кроме того, виноград состоит из маленьких ягод, а яблоко крупное, спелое.
Контраст, которого нет (симультанный)
Его называют симультанным, потому что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому если около оранжевого пятна положить нейтрально-серое, то серый начнёт казаться синеватым. Наша среда уже имеет синий оттенок, который от лежащего на скатерти яблока становится ещё сине́е.
Дополнительно:
Правило третей
Если мы разобьём картинную плоскость на трети, то пересечение второй вертикали и второй горизонтали придётся как раз на место между яблоком и стаканом. На смысловой центр! А об этом правиле вы можете почитать здесь:
Как найти смысловые центры картины, и чем фокусные точки лучше золотого сечения
#контрасты_кс
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.