Найти тему
Колесо.ру

Технологии автоспорта из 70-х

Прогресс автостроения неразрывно связан с развитием автоспорта. Для гонок разрабатываются новые технологии, внедряемые впоследствии на серийных машинах, а то, что было спроектировано для серии, проходит жесткие испытания и доводку в соревнованиях. Как развивался прогресс за последние полвека, и какие значимые события происходили в автоспорте, читайте в серии статей «Технологии и автоспорт».

Часть 1: Семидесятые годы

В январе 1970 года Бьорн Вальдегорд на Porsche 911S финишировал первым в престижном ралли Монте-Карло и по результатам трех побед в 7 этапах выиграл Международный чемпионат для производителей FIA. Это был пик карьеры «911» в классическом ралли – таких высот заводская команда Porsche больше не добивалась, хотя частники выступали на этих автомобилях до середины 80-х, одерживая победы на некоторых этапах. Сегодня покажется смешным, но тот оранжевый чемпионский Porsche 911S оснащался 2,4-литровым двигателем мощностью всего 165 л.с.

Porsche 911S
Porsche 911S

7 марта 1970 года Йохен Риндт вывел на старт Гран При Южной Африки эволюционно-революционный Lotus 72. Тогда все болиды Формулы 1 оснащались радиаторами, расположенными в носовом обтекателе, а гениальный Колин Чепмен установил радиаторы в боковых понтонах, решив этим сразу несколько технических проблем. Риндт одержал первую победу на GP Monaco, затем был неудержим на четырех этапах подряд, но на Гран При Италии в Монце трагически погиб. Завоеванных очков хватило, чтобы Йохен Риндт стал Чемпионом мира, посмертно. Ныне бортовые радиаторы применяются на всех «формулах» и иных болидах среднемоторной компоновки, а в 70- они стали появляться и на гражданских машинах вроде Lamborgini и Ferrari, хотя гражданскими эти дорогущие суперкары можно назвать с натяжкой.

-2

Растущая мощность двигателей Формулы 1 требовала все лучшего сцепления с асфальтом, увеличения пятна контакта, шины с каждым годом распухали и вот в сезоне 1971 года появились слики – шины без рисунка протектора. Сегодня такая резина применяется не только в королевской серии, но и в младших дисциплинах шоссейно-кольцевых гонок, а в тот год все команды быстро поняли преимущества сликов и перешли на них в течение сезона. Победа же досталась Tyrell на шинах Goodyear – в первый же полноценный гоночный сезон команда Кена Тирелла завоевала Кубок конструкторов, а Джеки Стюарт стал чемпионом мира.

-3

В том же году мировой чемпионат по ралли выиграл швед Ове Андерссон, выступавший на французском автомобиле Alpin-Renault А110. Эта похожая на Porsche заднеприводная машинка отличалась стеклопластиковым кузовом, закрепленным на пространственной металлической раме. В истории автостроения то тут, то там появлялись пластиковые автомобили, но в основном это были мелкосерийные машины, а наибольшую известность получили Chevrolet Corvette и тот же Alpin. А в 2013 году начался серийный выпуск Alfa Romeo 4C.

-4
-5

В 1976 году на Марокканском ралли состоялся не слишком удачный дебют FIAT 131 Abarth – Маркку Ален занял только 12 место. Но эта самая длинная и сложная трасса WRC не случайно была выбрана для дебюта: в Марокко концерн проверил стойкость и надежность автомобиля, поскольку легковой FIAT 131 Mirafiori должен был положить конец господству специальных спортивных машин вроде Alpin и Lancia Stratos. Для серийного автомобиля ралли не только реклама – все опробованные в тяжелейших условиях узлы и агрегаты впоследствии попадают на конвейер. Расчет оказался верным: FIAT 131 Abarth стал легендой раллийных этапов конца 70-х, борясь за лидерство с таким же серийным Ford Escort RS1800.

-6

Удивительно, но турбонаддув попал в большой автоспорт позже гражданских машин. В 1962 году появились первые легковые автомобили Chevrolet Corvair Monza и Oldsmobile Jetfire, не отличавшиеся надежностью турбин, к середине 70-х по дорогам уже катались Porsche 911 Turbo, SAAB 99 Turbo, BMW 2002 turbo. И лишь в июле 1977 года в Формуле 1 на Гран-при Великобритании дебютировал Renault RS01 c полуторалитровым шестицилиндровым 500-сильным турбомотором объемом 1,5 литра. Дебютировал неудачно: Жан-Пьер Жабуй сошел из-за отказа турбины, а болиды Рено прозвали «желтыми чайниками». Однако начало совершенствованию и развитию турбин было положено.

-7

Французская компания Michelin первой начала выпуск радиальных шин еще в 1946 году, а в 1977 первой разработала и внедрила такую резину в Формулу 1, гонявшуюся до этого на диагональных покрышках. Радиальные шины преобразили Формулу и уже в следующем году на Гран При США победу одержал Карлос Рейтеманн на Ferrari, обутом в Michelin. В 1979 году радиальные шины Michelin завоевали первый титул – Чемпионом мира стал Джоди Шектер на Ferrari 312Т4.

-8

Продолжение следует...

© Фарит Валиуллов для КОЛЕСО.ру