Многие из нас думают, что вегетарианство в России – это недавно зародившийся тренд. Безусловно, за последние несколько лет, вегетарианское движение в нашей стране набирает все большую популярность, но мало кто знает о том, что оно зародилось не одну сотню лет назад.
По сути, вегетарианское питание, или не употребление «животной» пищи, существует в России испокон веков благодаря религии. Прежде всего, православные верующие соблюдают традиционный Великий пост, который длится около двух месяцев: это время, когда в пищу не употребляется в первую очередь мясо, рыба, курица, а также молочные продукты. Те, кто соблюдает строгий пост, в некоторые дни отказываются даже от вареной пищи, что называется сыроедением. Помимо Великого поста, православные знают также Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. В совокупности с однодневными постами в среду и пятницу, в году православному человеку можно поститься более 220 дней. Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый и Серафим Саровский были вегетарианцами, что определяет историю российского вегетарианства, начиная с XIV века.
Многие религиозные общины и секты придерживались вегетарианского образа жизни. Так, хлысты - секта, возникшая в период церковного раскола в XVII веке и популярная до начала XX, поначалу следовали примеру питания православных монахов, изредка употребляя рыбу, а затем и вовсе отказались от животной пищи. Еще одна крупная секта, возникшая в XVIII веке, скопцы, во многом подражала хлыстам в их пищевых традициях. Если рыба отчасти допускалась, то мясо было категорически запрещено. Вегетарианства придерживались также староверы, адвентисты, малеванцы, духоборы, озерники и прочие религиозные общины.
В XVIII веке православная культура поста побудила великого русского поэта Р.Г. Державина на размышления о привычках и традициях человеческого питания.
Доказательством тому служит опубликованное в «Санкт-Петербургском вестнике» краткое «Рассуждение о посте». И, хотя впоследствии Державин не отказался от «животной пищи», его рассуждения повлияли на его современника, поэта Станислава Трембецкого: в возрасте пятидесяти лет он стал вегетарианцем. По-настоящему широкое распространение в России вегетарианство приобрело в 1878 году, благодаря публикации статьи «Питание человека в настоящем и будущем», написанной профессором А.Н. Бекетовым. Статья была по большей части научной направленности и пользовалась большим успехом.
Хотя в то время термин «вегетарианство» уже существовал в русском языке, а также существовало несколько вегетарианских объединений, с практической точки зрения призыв Бекетова к отказу от мяса не приобрел первоначально широкого применения. Однако впоследствии статья вдохновила перейти на «неубойное» питание многих, в том числе выдающихся деятелей того времени. Среди них был Л.Н. Толстой, чья работа «Первая ступень» (1891г.) стала своеобразной «библией вегетарианства». Н.С. Лесков, после знакомства с Л.Н. Толстым, написал рассказ «Фигура», герой которого всю жизнь был на вегетарианском питании. В дальнейшем Н.С. Лесков сам стал вегетарианцем и до конца жизни питался только растительной пищей.
В том же 1891году термины «вегетарианство», «вегетарианец», «вегетарианка» появляются в «Словаре русского языка». Однако, развитию вегетарианского движения мешало вмешательство властей: считалось, что оно подрывает государственные устои, и в целом среди чиновников и полиции к вегетарианцам относились скорее негативно. Во многих местах запрещалось проводить собрания, а почти сразу после открытия первой вегетарианской столовой в Москве, деятельность её была приостановлена властями. Через три года, в 1894г., все же открылась московская вегетарианская столовая, но вскоре вывеску приказали сменить на одно лишь слово «столовая».
Несмотря на все препятствия, идея «безубойного» питания все больше распространялась в царской России. В 1901г. в Санкт-Петербурге открывается «Санкт-Петербургское вегетарианское общество», которое носило ярко выраженную научную направленность. Росло и число вегетарианских столовых, а также печатных изданий («Вегетарианское обозрение», «Первый альманах Московского вегетарианского общества», «Вегетарианский вестник» и др.)
1913г. становится пиком развития вегетарианства в России. Еще тогда молодого С. Есенина, который только лишь год как приехал в Москву, вдохновили многочисленные статьи Льва Толстого, публиковавшиеся в «Вегетарианском обозрении». Немалое впечатление на поэта произвело знакомство с И. Павловым, который являлся близким другом и сторонником Л.Н. Толстого. В тот период Есенин отказывается от мяса, рыбы и табака, хотя и не на столь длительный период.
Возможно, причиной тому стала Первая мировая война, которая положила конец планам не только поэта, но и всего вегетарианского сообщества. Для русских вегетарианцев, как и для всей страны, это было тяжелое время. Деятельность вегетарианских сообществ перешла от пропаганды к благотворительности. Также значительно подорожали продукты питания, что сказалось на работе вегетарианских столовых.
Впоследствии, после Октябрьской революции, советская власть относилась к вегетарианству в стране еще более холодно, чем при царизме. Чинились всевозможные препятствия: запрещались выступления с докладами, закрывались столовые из-за баснословных цен на аренду теперь уже государственных помещений, а также были переименованы в «диетические»; термин «вегетарианство» был исключен из словаря, а многих представителей Московского вегетарианского общества в 1929г. арестовали и частично сослали на Соловки. Появляется всевозможная критика приверженцев вегетарианского образа жизни. Доводы перехода на растительное питание называют ненаучными, а в Большой Советской энциклопедии в 1951г. пишут, что «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».
Прошло несколько десятилетий после событий Второй мировой войны, прежде чем в России смогли создавать вегетарианские общества. В течение многих десятилетий подавлявшийся интерес к вегетарианству вновь возродился только к началу 1990-х.
На сегодняшний день популярность вегетарианства набирает в России все больший оборот. Существует немало зоозащитных организаций, как, например, крупнейшее в нашей стране общество защиты прав животных «ВИТА», организаторы которого пропагандируют не только переход на растительное питание, но также вносят значительный вклад в воспитание культуры отношения к животным, как у младшего поколения, так и у российского общества в целом.
Текст: Екатерина Чаплыгина
Фото: свободные источники