Найти тему
Алексей Доронин

Как Туполев убрал конкурента

Имя выдающегося советского авиаконструктора Туполева известно, наверное, всем. Здесь я расскажу о факте из его биографии, который в историю не вошел.

А.Туполев. Фото из открытых источников
А.Туполев. Фото из открытых источников

В 30-х годах в СССР было создано Особое конструкторско-производственное бюро (Осконбюро), во главе которого стал инженер Павел Гроховский. Бюро занималось созданием паращютной и воздушно-десантной техники и достигло неплохих результатов. Так, были созданы паращютные сцепки для орудий. Велись работы по десантированию танков. Ученые в бюро были молодые; их поддерживали такие крупные деятели, как нарком Серго Орджоникидзе, заместитель наркома обороны Михаил Тухачевский и начальник ВВС РККА Яков Алкснис. Гроховский выдвинул идею создания отделяемой от самолета десантной кабины, которая должна была спускаться на землю на паращюте. Дле реализации проекта Гроховский предложил создать необычный для того времени самолёт - с двумя фюзеляжами. Проект был одобрен начальником ВВС Алкснисом. и самолет, получивший название Г-37, был построен зимой 1933-1934 гг. в Ленинграде. Испытания прошли в мае 1934 г. За штурвалом был Валерий Чкалов. Машина показала себя хорошо, и после испытаний Чкалов перегнал ее в Москву, уложившись в рекордно короткое время. Самолет привел в восторг командира ВВС Алксниса, Тухачевского и Орджоникидзе, но вызвал недовольство Туполева. Дело в том, что при создании Г-37 Гроховский использовал крыло и двигатели списанных туполевских пассажирских самолетов АНТ-9. Но не это было главной причиной. Крыло для АНТ-9 было в свое время установлено и на боевой самолет-разведчик Туполева Р-6 (АНТ-7), который серийно выпускался с 1929. В 1933 в его конструкцию были внесены существенные изменения с целью повышения скорости - стал развивать скорость 230-240 км/ч. А самолет Гроховского Г-37 - с тем же двигателем и крылом - 285 км/ч. То есть молодежная команда оказалась лучше, чем главная советская авиационная организация - ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт).

Гороховский, таким образом, восстановил против себя Туполева, но у Тухачевского и Алксниса уважение к нему выросло. И летом 1934 он принимает новое предложение - взяться за создание двухмоторного самолета, который бы достигал скорости свыше 400 км/ч. Главный в Осконбюро по самолетам, автор Г-37 Рентель, произвел предварительные расчеты и заявил, что это невозможно. А Гроховсому отказываться уже было поздно. Он начал искать нового конструктора - и нашел. 26-летний Павел Ивенсен трудился в КБ Бартини и мечтал о самостоятельной работе. Он тоже провел расчеты и пришел к такому же выводу. Но он не отступился и полностью переработал проект. Размах крыла у проектируемого Г-38 ( получившего название "Легкий крейсер") Ивесмен решил уменьшить вдвое, а экипаж сократить - с 5 до 3 человек. Нагрузка на крыло возрастала до 125-130 кг/м2, но проектируемая скорость получалась 450 км/ч. Испытание модели самолета в аэродинамической трубе показали, что скорость можно довести и 550 км/ч. В декабре 1934 эскизный проект был утвержден Гроховским и представлен Тухачевскому, который пришел в восторг и заявил, что будет курировать создание "Легкого крейсера" Г-38 лично. Строить Г-38 было решено там же, где строился Г-37 - ленинградском заводе № 47. К весне был создан деревянный макет в натуральную величину, на котором собирались отработать установку вооружения.

Схема Г-38. Рисунок из журнала "Крылья Родины"
Схема Г-38. Рисунок из журнала "Крылья Родины"

Но руководство ГУАП (Главное управление авиационной промышленности) во главе с Туполевым всячески мешало созданию Г-38. Осконбюро был преобразован с изменением тематики. На заводе № 47 запустили серийное производство трехместного пассажирского самолета конструкции Яковлева АИР-6, который позиционировали как «воздушный форд» для руководства партии. Лично Туполев возглавил комиссию, следившую за ликвидацией на заводе остатков производства "Легкого крейсера". Поводом послужило то, что в процессе работы над проектом вес машины несколько увеличился, и, соответственно, вросла и нагрузка на крыло - до 160 кг/м2, что, по мнению руководства, было невозможно.

В апреле 1938 года арестовали Ивансена. Ему были предъявлены стандартные обвинения и особое совещание приговорило его к 5 годам тюрьмы и 5 годам ссылки. Он выжил и был впоследствии реабилитирован. А в 1942 арестовали и самого Гороховского, который погиб в сталинских лагерях.

Общая схема Г-38. Рисунок из журнала "Крылья Родины"
Общая схема Г-38. Рисунок из журнала "Крылья Родины"
Схема XP-38.  Рисунок из журнала "Крылья Родины"
Схема XP-38. Рисунок из журнала "Крылья Родины"

А в 1939 Сталину показали "самолет №22" созданный КБ Яковлева. Нагрузка на крыло там составила 170 кг/м2. А у одного из лучших американских истребителей Второй мировой - ХР-38, созданного в 1937 фирмой "Локхид" она была более 200 кг/м2.

Если Вам нравятся мои рассказы про историю военной техники, не забудьте поставить лайк и подписаться.