Найти тему
Ольга Зимихина

«Сложный характер ребенка от 7 до 17 лет» – как найти с ним общий язык

Вырастет ли человек независимым, счастливым, будет ли сам обеспечивать себя или сядет на шею родителям? Это решается в школьном возрасте.

Конечно школьник младших классов и выпускник – это два разных человека. У этих людей есть свои возрастные особенности и потребности, которые при неудовлетворенности приводят к эмоциональным срывам. Взрослым важно создавать детям нужную среду для деятельности, роста и преодоления кризисов.

В прошлой статье мы говорили о капризах и способах взаимодействия с детьми от рождения до 7 лет. Сегодня поговорим о школьниках.

Какие же потребности подростков нам придется решать в каждом возрасте?

Для младших школьников с 7 до 11 лет основной деятельностью становится обучение. Формируются интеллектуальные и познавательные способности, возможность работать в коллективе. Ребенок чувствителен к оценкам взрослых, что влияет на его внутреннюю самооценку как успешного ученика или неудачника.

Именно поэтому школьнику важно хорошо учиться. В начальной школе нет ничего сложного. Если он чего-то не понимает, нужно рассказывать, объяснять до тех пор, пока не научится. Это дает ребенку ощущение, что у него все получится!

Ребенок испытывает потребность в эмоциональной поддержке, восстановлении сил и свободе. Если этого нет, может случиться эмоциональный срыв.

Разговаривая об успехах и неудачах, родители смогут вселить веру в его собственные силы. Стоит объяснять, что оценивается не ребенок, а конкретно выполненная задача. И что ошибку всегда можно исправить.

У подростков в 11-14 лет развиваются деловые качества и навыки.

Возникают потребности в самоуважении, познании, самовыражении, самоопределении. Вопрос: «Кто я?», стремление быть частью команды и общности людей. Появляются идеалы, возникает интерес к противоположному полу.

Именно несоответствие представления о себе и своего места в мире некоторому идеалу, противоречивая самооценка – «я хороший, и одновременно в чем-то не очень, раз меня не принимают», портит настроение.

Родителям бывает сложно выдержать натиск энергии подростка. Это означает только одно: нужно разобраться, чего он на самом деле хочет. Например, за жаждой иметь вещь можно увидеть желание быть своим в какой-то группе, принадлежать сообществу, получить важный опыт.

Сейчас ребенку важно найти наставника, учителя. Мальчику — мужчину и мужской круг единомышленников, будь то секция борьбы, клуб изучения иностранных языков или туристическая команда. Девочки чаще нуждаются в женской энергии и учителях-женщинах. Обсуждая потребности ребенка, важно считаться с его мнением, интересами и желаниями при выборе занятий.

В этом возрасте у ребенка существует яркая потребность в применении своих способностей. Если ему мешают, не дают двигаться в нужном направлении, этот период превращается в так называемый сложный «переходный возраст». А нужно все проявленные в детстве наклонности и задатки превратить в развитые качества. Это можно сделать как раз в сообществах по его интересам.

Здесь уже нужно не просто убеждать, что у него все получится, а помочь получить эту оценку от значимого сообщества. Именно так рождается доверие. Понукания, запреты и принуждения не работают.

-2

В старшем школьном возрасте с 14 по 17 лет человек готов начать собственную деятельность. По крайней мере, у него есть все предпосылки заложить прочный фундамент своей взрослой жизни. Это касается как профессионального аспекта, так и личных отношений. Положение в обществе, смысл жизни, любовь и самоопределение — вот что волнует в этом возрасте.

Задача взрослых – понять профессиональную, деловую жилку ребенка и помочь ее реализовать. Даже больше: важно уже начать где-то проходить практику. Если этого не сделать, последствия могут быть необратимыми: одиночество, раздражение, депрессия и неуспех во взрослой жизни. А в худшем случае, это будет существо, лежащее на диване, без сил и смысла жизни.

Например, лидерские качества, изобретательность, умение договариваться и организаторские способности очень часто говорят о том, что ребенок сможет делать собственные проекты, быть предпринимателем.
Творчество, чувствительность, мягкость и артистизм – качества, необходимые для работы с людьми, искусства и дипломатии.
Умение работать с маршрутами, правилами и создавать порядок – качества, ценные для любых производственных отраслей, логистики и информационных технологий.
Возможно, ребенку интересно преодолевать трудности: быть победителем, героем, защитником – сложной деятельности в современном мире предостаточно. Просто нужно обеспечить ему простор для реализации именно его способностей.

Выявляйте глобальные желания и интересы ребенка. Чего он хочет всей душой? Как это желание может помочь людям и миру стать лучше? Поддерживайте детей на их жизненном пути интереса.

Как понять к чему склонен мой ребенок и в какой сфере ему помогать развиваться: простая практика

-3