Найти тему
И зачем?

Дунайская школа живописи. Краткая история

Дунайская школа или Дунайский стиль, называемый также Дунайской живописью, символизирует последний этап в развитии позднеготического стиля периода 1500-1530 г.г. в Баварии и Австрии. Первым этот термин был применен в 1892 году немецким писателем и историком искусств Теодором фон Фриммелем, который выявил сходные черты живописи XVI столетия  прилегающих к Дунаю районов. Работы местных художников Пассау, Линца и Регенсбурга оправдывают название "Дунайский стиль", поскольку отличаются от живописи того же периода остальных немецких земель.

В начале XX века, благодаря труду немецкого историка искусств Г. Фосса, термин "Дунайский стиль" был часто употребляемым. Г.Фосс рассматривал Вольфа Губера и Альбрехта Альтдорфера истинными представителями Дунайского стиля. Позднее, искусство Альтдорфера было названо наследием стиля Руланта Фрюауфа Младшего, Йорга Брея Старшего и Лукаса Кранаха, которых нарекали ярчайшими его предшественниками. Именно преемственность художественных приемов художников этих регионов определила широкое применение термина "Дунайская школа".

Пейзажная живопись Дунайской школы

Характерными особенностями Дунайского стиля являются очень своеобразные подходы к пейзажу и к растительному миру, в общем. Если сравнивать с итальянскими мастерами (Джорджоне) или фламандскими (Патинир), которые уделяли пейзажу огромное внимание, Дунайская школа проявляла интерес к пейзажу с целью воспроизведения некой среды, подчеркивающей определенное, романтически настроенное состояние души. Художники Дунайского стиля не использовали пейзаж в качестве фона для размещения на нем объектов, а признавали растительный мир созидательной силой, питающей человеческие тела. Деревья, листья, травы, люди органично переплетены между собой и жизнью множеством корней. Необычные ракурсы в пейзажах Михаеля Пахера, которые он заимствовал у Мантеньи, иногда искажали пропорции человеческого тела, но и позволяли гармонично вписывать нечеткие фигуры в канву пейзажа.

Итальянское влияние просматривается в архитектурных декорациях пейзажей, которые не характеризуются четкими линиями и формами, а даже наоборот, архитектурным формам присущи изящные разломы и многочисленные произвольные линии. Поэтому в работах мастеров Дунайского стиля архитектурные сооружения часто изображаются в виде руин, среди густой листы и трав.

Благодаря выраженной насыщенности цветовой гаммы и точной передаче атмосферы, Дунайский стиль впечатляюще живописен. Именно этим можно объяснить обостренное пристрастие А. Альтдорфера к гравюре, где техника исполнения наиболее подходит для воплощения таких поисков.

География и хронология Дунайского пейзажа

Дунайский стиль имел распространение  и развитие на территориях Южной Германии. Центром этой школы была Дунайская долина – от Вены и Пассау до Регенсбурга. На западе территория ограничивалась Инсбруком, который и явился родоначальником стиля. Именно в Инсбруке размещалась легендарная мастерская Кольдерера, сыгравшая знаменательную роль в истории зарождения школы. Пережил 1530 год только Вольф Губер, который придерживался собственных принципов вплоть до 1553 года.

Зарождение Дунайской школы

Дунайская школа была основана в примерно 1500 году, в Вене и прилегающих к ней местностях. Ее начальные очертания наметили Йорг Брей, Лукас Кранах и Рулант Фрюауф Младший. Впервые пейзаж стал главным элементов в работах Руланта Фрюауфа. Человеческие фигуры растительных форм в исполнении Йорга Брея дополнили наполнение стиля. Кранах в своих работах соединил природу и человеческие фигуры и придал им общие черты с использованием некоего общего внутреннего содержания (в этих приемах Кранах и Альтдорфер близки). Далее, в первое десятилетие XVI столетия, все трое мастеров отпочковались от Дунайской школы: Брей переехал в Аугсбург, где на его творчество оказала сильное влияние живопись северной Италии; в 1505 году Кранах обосновался в Виттенберге, где при Саксонском дворе нашел себя как придворный живописец. А вот о Фрюауфе, после 1507 года, сведения очень отрывочны – известно только, что он прожил долгую жизнь.

Было бы непростительно не упомянуть деятельность мастерской Кольдерера: именно там, около 1510 года, родился мировой шедевр "История Фридриха и Максимилиана" мастера Альтдорфера. Широко известна роль этой мастерской в творческой судьбе Альтдорфера, неясно только, кто кого наследовал – Альтдорфер ли Кольдерера или Кольдерер Альтдорфера.

Вклад Альтдорфера и Вольфа Губера в развитие Дунайской школы

К началу 1507 года истинным носителем идей Дунайской школы стал Альбрехт Альтдорфер. До 1530 года работы Альтдорфера определяют основные вехи развития этой школы пейзажа. После значительного вклада в живопись Дунайской школы Брея, Кранаха и Фрюауфа, Альтдорфер сумел завершить наполнение стиля присущими только ему приемами. Уже в первых своих работах он изыскивает новый, свежий прием параллельных складок, используя его как эффектное, выразительное средство. Чуть позднее, в 1510-е годы, Мастер из Пулькау тоже стал применять этот прием.

В 1520-1530 годах Альтдорфер создает свои чистые пейзажи – последние в Дунайском стиле.  В этих произведениях природа сама по себе становится ценностью и уже нет нужды в человеческих фигурах.

Вместе с Альтдорфером, ярким последователем и лидером Дунайской школы был Вольф Губер, оставаясь преданным ей вплоть до середины XVI века. И если Альтдорфер "укрывал" человеческие фигуры пейзажем, то Вольф Губер, наоборот, переносил акцент на человека, изображая его на пейзажном фоне.