Есть ещё один хороший, яркий сериал от талантливого сценариста и режиссёра Дмитрия Константинова. В обоих своих ипостасях он снял отличные, колоритные многосерийки "Город" и "Гурзуф", а как сценарист, вместе со своей женой Алёной Званцовой - является автором знаменитой уже "Оттепели".
Ещё до всех этих заметных теле-опусов Константинов создал криминальную драму "Чёрные волки" (в 2011 году). Жанр популярный и избитый, но если фильм в этом заезженном стиле сделан талантливо, то он перерастает жанровость, становится просто хорошей, а то и отличной кинокартиной (в том числе - отличной от других фильмов на криминальную тему). Которую смотришь с удовольствием, волнением и даже с какой-то пользой для ума и души.
Для размышлений в "Чёрных волках" есть извечная русская дилемма о совести и законе, вопиющий вопрос о существовании справедливости в этом мире, тема последствий войны для нашего народа и конкретных людей...
Для переживаний и сочувствий - тяжёлые, драматические судьбы, самые разные взаимоотношения, жизненные перипетии...
Время действия - 1954 год, место - Ярославль (хотя снимался сериал, в основном, в маленьком Переславль-Залесском).
Главный герой - бывший опер УГРО Павел Хромов, незаслуженно отсидел 8 лет за якобы спрятанные драгоценности, изъятые у преступников. В городе орудует чрезвычайно жестокая банда "Чёрные волки", которая убивает сестру Павла, а затем и сына-аутиста его бывшей невесты. Он, параллельно с местной милицией, начинает собственный поиск упырей, оставляющих на местах налётов головы редких в природе чёрных волков.
Сюжет, в целом, конечно, сильно гипертрофирован, очевидно нагромождён событиями ради зрительского интереса (существование никем неучтённого военно-строительного подразделения вызывает недоверие, хотя, говорят, есть факт и такого безобразия в стране советов). Но что вызывает ощущение правдоподобия происходящих событий, так это удивительно реалистичные и самые разнообразные персонажи, с точно подмеченными жизненными чертами - что важно - незаурядных противоречивых характеров.
В этом отношении "Чёрные волки" кажутся более правдивыми, естественными, чем различные вариации "Чёрных кошек", включая культовый сериал Станислава Говорухина (не сравнивая эти фильмы по другим достоинствам).
Редкий фильм бывает с таким количеством запоминающихся героев и артистов-индивидуальностей. Главного персонажа исполняет вездесущий в то время (время съёмок "Чёрных волков") Сергей Безруков. Играет он и здесь на высоком уровне, особенно в эпизодах, когда изображает урку и виртуозно "ботает" на блатном жаргоне.
Но лично меня в этом фильме больше восхитили другие актёры.
Особенно выделяется блестящая игра Владимира Юматова в роли полковника - начальника своего рода подпольного стройбата - эксцентричного руководителя, строящего объекты на совесть качественно, но... бессовестно расхищающего государственные деньги.
Глубока здесь Дарья Мороз, играющая мать-одиночку, потерявшую не говорящего маленького сына.
Интересный актёр Александр Коршунов - в роли милицейского эксперта-интеллектуала.
По-моему, и вообще говоря, недооценён артист Александр Голубев, сыгравший в "Чёрных волках" жестокого бандита, а до него - также идеально-органично человека-ангела Алёшу Карамазова в экранизации "Братьев Карамазовых". Недавно - сильную отрицательную личность в "Ненастье" Урсуляка. Играет он всегда не броско, но тонко, точно и достойно.
Яркими вспышками ослепила пару раз неординарная, немного смешная Анна Уколова в роли певички, проститутки и просто воровки.
Часто снимающийся у Константинова обаятельный Евгений Антропов в роли балаболки и отважного оперативника Прилукова вызывает только положительные эмоции...
Комичен блатной авторитет в исполнении Юрия Ваксмана...
Повторюсь - буквально на каждом персонаже заостряешь внимание. Многих я не упомянул. Каждый вызывает свои, особые эмоции. За многих переживаешь не на шутку, многим симпатизируешь. И это, на мой взгляд, одна из главных заслуг незаурядного восьмисерийного фильма.