Существует легенда, что все натурщики Репина умирали, причем зачастую не своей смертью: якобы Репин, изображая людей на холсте, «изымал из них жизнь». Действительно, многие модели художника умирали после написания портрета — это факт. Но, если разобраться, Репин к их смерти не имел никакого отношения, это всего лишь мистификация и подгонка фактов под заранее готовый ответ. Давайте разберем этот миф на примере портрета Модеста Мусоргского.
Илья Репин восхищался музыкальным талантом и ярким темпераментом композитора Мусоргского и очень высоко ценил его творчество: «...вечно нас восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». К сожалению, второй натурой Мусоргского было пристрастие к алкоголю. Музыкальный критик Михаил Иванов сокрушался: «Врагом Мусоргского была несчастная склонность (к употреблению спиртных напитков), погубившая стольких даровитых русских людей. Эта пагубная страсть крепко держала его: она и довела его до могилы вместе с артистическими занятиями, всегда обусловливающими более или менее неправильную жизнь и, сверх того, усиленно действующими и на нервную систему <...> Болезнь его была весьма сложная. У него оказалось расстройство печени, ожирение сердца, воспаление спинного мозга. Уход требовался большой, а для него домашняя обстановка Мусоргского не представляла никакой возможности».
Стараниями друзей в феврале 1881 года Модест Мусоргский оказался в Николаевском военном госпитале. Репин, который очень переживал из-за тяжелого состояния друга, навестил его в марте, чтобы написать портрет и скрасить его больничное одиночество. Он стремительно взялся за работу и написал картину за четыре дня: Мусоргский на ней изображен в домашнем халате, на фоне больничных стен. На момент написания портрета у композитора уже были парализованы руки…
16 марта 1881 года болезнь все-таки взяла верх. И хотя его смерть связывают с появлением на репинском холсте, логика здесь обратная: именно из-за тяжелого недуга Репин навестил композитора и создал один из лучших своих портретов. На нем изображен человек на грани жизни и смерти, одинокий умирающий титан. В письме Стасову художник написал: «Как жаль, что Мусоргский болен. Как жаль, что он так глупо распорядился своим талантом и своим могучим телом». Деньги, полученные при продаже портрета, Репин пожертвовал на памятник композитору.
Больше историй о жизни и творчестве Ильи Репина читайте на страницах нашего специального проекта Репин: мифы и реальность. Проект был подготовлен весной 2019 года к старту грандиозной выставки художника в Государственной Третьяковской галерее, давним другом и партнером которой является банк ВТБ.
Настоятельно рекомендуем видеоэкскурсию по этой выставке — Русское общество через призму работ Ильи Репина — за подготовку которой мы очень благодарны Татьяне Юденковой (доктор искусствоведения, заведующая отделом второй половины XIX — начала XX века ГТГ).