Когда я путешествовала по Кавказу я узнала удивительную историю о русской черкешенке Эльмесхан Хагундоковой, в будущем графини Ирэн Де-Люар и крестной матери французского легиона. А французы называли ее Великой Мадам Франции.
Дочь российского генерала, происходившего из кабардинской знати по отцовской линии, Эльмесхан по храбрости и мужеству не уступала своему отцу. Ее отец Эдыг Хагундоков, чтобы жениться на русской дворянке Елизавете Бредовой (а, возможно, чтобы доказать свою лояльность императору) принял христианство, стал зваться Константином Николаевичем Хагундоковым и в начале XX века сделал на царской службе впечатляющую военную карьеру. Видно Гали была под стать своему отцу. Эльмесхан имела несколько имен: в православном крещении – Гали, в католическом – Ирен, сама же себя любила называть Лейлой. Во время Первой мировой войны Эмельсхан было 19 лет, и она, как и многие дворянские девушки пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь. Там она встретила своего будущего мужа Николая Баженова. Но не долго длилось ее счастье, вскоре вместе с мужем ей пришлось покинуть Россию и уехать в Харбин, а вся ее родня и родители уехали в Париж. Прямо в вагоне поезда, бегущего по Транссибу, Эльмесхан родила сына. Мальчика она назвала Николаем, возможно, предчувствуя скорую смерть мужа. В фильме «Черкешенки не умирают» с Николаем она разводится, из-за невыносимых его головных болей, которые сделали его тяжелым по характеру.
Вскоре она присоединяется к родным в Париже. И как многие российские эмигрантки идет моделью к Коко Шанель. Тысячи русских аристократов, оказавшиеся без средств существования, стали заниматься модой. Дамы, обладавшие великолепными манерами, гордой осанкой, особым шармом, становились актрисами, манекенщицами. Тип женщины эпохи арт-нуво создали именно русские аристократки. Изысканная, высокая, стройная черкешенка стала «светской манекенщицей» дома «Шанель».
Но амбициозная девушка вскоре сама создает свой дом моды «Эльмис», и продает духи Поля Пуаре. Дом в какой-то мере был семейным предприятием – Гали помогал ее брат Георгий (Исмаил) Хагундоков, которого, кстати, крестил император Николай II. Брат открыл в себе талант художника и рисовал эскизы для будущих моделей. Правда, просуществовал «Эльмис» недолго. Закрылся во время кризиса в 1932 году, и Гали пришлось менять профиль своей деятельности – какое-то время она занималась дизайном квартир.
Но вскоре судьба ей преподносит подарок, она знакомится с графом Станиславом Де-Люаром – сенатором и богатым землевладельцем. В 1934 году она вышла за него замуж, приняла католичество и получила новое имя Ирен. Но недолго графиня наслаждалась своей беззаботностью, началась франко-германская война и она создает летучий госпиталь, где набирается опыта. Её госпиталь в то время не имел аналогов в мире. Она уговаривает мужа вложить средства в оборудование и ее финансируют независимые американские фонды. Да она ненавидела большевизм, но еще больше она ненавидела фашизм.
Во время Второй мировой войны она вступает в ряды сопротивления, и имея уже опыт передвижного госпиталя, создает передвижную хирургию, чтобы оказывать помощь в самых опасных местах. Графиня Ирэн никогда не носила военного титула, предпочитая оставаться гражданским лицом, что давало ей право не подчиняться военным. Однажды она повздорила с маршалом Жуеном, который впервые увидев даму на передовой, сказал ей:
- Уходите, вам здесь нечего делать.
- Но вам какое дело? - ответила Гали. - Я не солдат, и вы не имеете права мной командовать.
- Это мой участок! Я здесь командир!
- Солдатам - да! А мне - нет!
Любопытный момент: говорят, графиня Де-Люар не разрешала медсестрам носить брюки. Чтобы они даже на войне не забывали, что они женщины. Но всегда была требовательной и жесткой к чистоте.
Передвижная хирургия № 1 всегда следовала за своей патронессой, полной самоотверженности, непоколебимой храбрости и не знающей для себя другой деятельности.
11 ноября 1943 года на поляне леса Мамора, недалеко от Рабата, 1-й Иностранный полк кавалерии был собран в ночи. Он встречал графиню дю Люар, которая приехала из восстановленного в Марокко госпиталя на Тунисском фронте. В тот же день она приняла просьбу генерал- лейтенанта Микеля стать крестной матерью Иностранного королевского полка кавалерии. Так она становится крестной матерью легионеров.
Смелость, граничащая с дерзостью, снискала ей громкую славу и популярность среди боевых офицеров и солдат легиона. Историки рассказывают, что при форсировании Рейна армией союзников передвижной госпиталь графини дю Люар-Хагундоковой первым оказался на переправе. Графиня ухитрилась опередить наступающие войска союзников и первой перешла со своим госпиталем мост через франко-немецкую границу.
После войны Ирэн потеряла своего единственного сына Николая, опухоль мозга. Это ее подкосило морально, и чтобы как-то забыться она вновь едет в Алжир, чтобы помогать простым солдатам. Она организовала реабилитационный комплекс в Алжире, где зрела своя война. Там она устроила «Центры Люар». Это были места для отдыха и предназначались они для воевавшей молодежи, которая могла там на некоторое время забыть об ужасах войны. Бастион Люар был предназначен для солдат, у которых не было семей и средств к существованию. «Крестная» - любовно продолжали называть Эльмесхан легионеры ее родного Первого иностранного кавалерийского полка, а она продолжала о них заботиться.
В возрасте 87 лет в 1985 году Эмельсхан умирает. Графиня Де-Люар была похоронена с высочайшими воинскими почестями и отпета в церкви Сен-Луи. Такая большая честь не была оказана ни одной женщине, оказывалась и не всем генералам. Похороны ее были по разряду маршала Франции. В присутствии полка Иностранного легиона ее гроб на пушечном лафете был перевезен в Русский собор Дарью-Дарье, где обряд прощания проводил русский священник. Легион сопровождал ее до места похорон, до кладбища Сент-Женевьев де Буа.