Найти тему
Строительный мир

Екатерининский канал — масштабный проект XIX века, обреченный на поражение

В 1719 году Петр I приступил к реализации очередного грандиозного проекта — строительству Ладожского канала, который на момент завершения в 1730 году стал самым крупным гидротехническим сооружением на континенте.

Параллельно первый российский император затевал еще одно крупное мероприятие такого рода. В 1722 году по его поручению генерал-майор де Геннин, успевший зарекомендовать себя талантливым военным инженером, занялся гражданским проектом — разработкой судоходного маршрута, связывающего Москву с Волгой.

Строительство Ладожского канала
Строительство Ладожского канала

Вилим Иванович де Геннин представил тогда сразу три плана. Первый предполагал задействование девяти рек, сооружение двух соединительных каналов и строительство 123 шлюзов. Для продолжения маршрута от Москвы-реки инженер предлагал использовать Яузу, Лихоборку и Коровий Враг, от которого необходимо было прорыть 8,5-километровый канал до Клязьмы. Последнюю планировалось соединить с Каменкой каналом в 1,5 км. Далее маршрут шел до Дмитрова по Волгуше и Яхроме (притоку Сестры).

Другой проект подразумевал сооружение сразу трех соединительных каналов общей протяженностью 20 км. Первоначальный путь до Клязьмы был схожим, однако соединительный канал проходил от Яузы в районе Мытищ. Далее — по рекам Уча, Вязь и Дубровка. Последняя соединялась каналом с рекой Икши, по которой путь продолжался до Яхромы и затем также — до города Дмитров. Этот вариант был короче примерно на 30 км и подразумевал в три раза меньше шлюзов.

Вилим Иванович де Геннин (Георг Вильгельм де Геннин)
Вилим Иванович де Геннин (Георг Вильгельм де Геннин)

Третий план: река Москва — Истра — Катыш — Подора — 3,5-километровый соединительный канал — Сестра — село Рогачево (в 25 км от Дмитрова). Он предполагал 123 шлюза, а по протяженности почти в два раза превосходил предыдущие варианты — более 240 км.

Однако ни одно из этих предложений реализовано не было. Возможно, из-за нехватки финансов (все-таки в то время велось несколько затратных проектов). Да и в техническом плане строительство такого гидротехнического сооружения для XVIII века было не самым простым. Кстати, до Петра I о подобном проекте задумывался его отец Алексей Михайлович.

Строили дольше, чем эксплуатировали

К идее соединить Москву с Верхней Волгой коротким маршрутом вернулись при Александре I. А. С. Николаев в своей книге 1900 года, посвященной развитию водных и сухопутных сообщений России, отмечает, что главным поводом, подтолкнувшим к строительству канала, стало возведение храма Христа Спасителя, материалы для которого доставляли с северных губерний.

Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год. Гравюра А. Афанасьева
Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год. Гравюра А. Афанасьева

Появление нового судоходного маршрута, как отмечалось, позволило бы значительно эффективнее осуществлять транспортировку груза. Хотя по задумке канал должен был играть важную роль и после возведения московского здания.

Строили гидротехническое сооружение на протяжении почти 20 лет с 1826 (подготовительные работы начались годом ранее) по 1844 годы в царствование Николая I. Проекты де Геннина были использованы Михаилом Николаевичем Бугайским, которому и поручили разработать план будущего объекта.

Тем не менее конечный вариант отличался от всех трех версий петровской эпохи. Прокопать канал длиной 8,5 км и шириной 45 метров решили между Сестрой (приток Дубны) и Истрой (приток Москвы-реки), русла которых местами выпрямили.

Озеро «Сенежское Гущино» на «Военно-топографической карте Московской губернии» 1860 года
Озеро «Сенежское Гущино» на «Военно-топографической карте Московской губернии» 1860 года

Было построено 33 каменных и деревянных шлюзов (20 — на Сестре, 13 — на Истре), а в районе деревни Загорье сооружена 2-километровая земляная дамба, в результате чего маленькое озеро Гущино увеличилось в площади более чем в 10 раз и стало полноценным водохранилищем объемом 12,6 млн куб. м. На карте XIX века его обозначали как Сенежское Гущино; на современных картах — Сенежское озеро. Вдоль тихоходных участков канала построили дорогу для буксирования судов лошадьми (бечевник).

Стройкой руководил инженер Н. Н. Загоскин; основная рабочая сила — крепостные крестьяне и солдаты. В рытье канала участвовал и русский поэт А. И. Полежаев, правда, не по собственной воле: в 1826 году личным распоряжением царя его отправили в армию за поэму «Сашка». Позже полк, в котором он служил, задействовали в строительстве водного пути.

В 1844 году канал с пропускной способностью 3 тыс. судов в год уже эксплуатировали, хотя до конца проект не довели (шлюзованная система осталась незаконченной). Работы приостановили решением главного Управления путей сообщения. Дело в том, что, когда канал только начинали строить, в далекой Англии в эксплуатацию сдали первую в мире железную дорогу на паровой тяге.

Царскосельская железная дорога (слева) и Павловский вокзал (справа)
Царскосельская железная дорога (слева) и Павловский вокзал (справа)

Россия в этом плане не сильно отставала от Европы и тоже начала развитие нового вида транспорта. В 1837 году появилась Царскосельская дорога от Санкт-Петербурга до Павловска. А в 1843-м началось строительство железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы.

Сооружение судоходных каналов являлось более затратным мероприятием и занимало больше времени. Например, после появления железной дороги груз из северной столицы в южную доставляли за два дня (по воде — от 30 дней) и обходилось это в 1,5-2 раза дешевле. Поэтому приоритет и отдали стальной магистрали.

Пока она достраивалась, судоходный канал активно использовали, перевозя баржами лес и другие материалы. Но после того как в 1851 году железнодорожное сообщение было открыто, водный путь стал терять актуальность, и в 1860-м от него полностью отказались. Со временем похожая судьба ждала и некоторые другие судоходные маршруты.

© Arseny Khakhalin / CC BY 3.0 (Екатерининский канал в Солнечногорске в 2005 году)
© Arseny Khakhalin / CC BY 3.0 (Екатерининский канал в Солнечногорске в 2005 году)

Екатерининский канал (свое имя он получил в честь императрицы Екатерины II) официально закрыли; имущество продали с аукциона, шлюзы разобрали, а материал с некоторых из них использовали для строительства.

Сам канал постепенно зарастал, и сегодня уже мало что напоминает о его судоходном прошлом. Главным наследием этого проекта стало Сенежское озеро, которое оставалось крупнейшим водохранилищем Московской области вплоть до 1930-х, пока вследствие строительства канала имени Москвы не образовался ряд новых водохранилищ.

Что же касается Екатерининского канала, то его смело можно охарактеризовать как проект, обреченный на поражение, которое он и потерпел в неравной схватке с железной дорогой. Вышло так, что строили объект около 20 лет, а использовали и того меньше. На его сооружение потратили порядка 2,5 млн серебряных рублей.

использованные изображения (если не указано иначе) — часть фонда общественного достояния

Читайте: От Атлантики до Тихого океана через всю Россию: Великий северный железнодорожный путь