В 1719 году Петр I приступил к реализации очередного грандиозного проекта — строительству Ладожского канала, который на момент завершения в 1730 году стал самым крупным гидротехническим сооружением на континенте.
Параллельно первый российский император затевал еще одно крупное мероприятие такого рода. В 1722 году по его поручению генерал-майор де Геннин, успевший зарекомендовать себя талантливым военным инженером, занялся гражданским проектом — разработкой судоходного маршрута, связывающего Москву с Волгой.
Вилим Иванович де Геннин представил тогда сразу три плана. Первый предполагал задействование девяти рек, сооружение двух соединительных каналов и строительство 123 шлюзов. Для продолжения маршрута от Москвы-реки инженер предлагал использовать Яузу, Лихоборку и Коровий Враг, от которого необходимо было прорыть 8,5-километровый канал до Клязьмы. Последнюю планировалось соединить с Каменкой каналом в 1,5 км. Далее маршрут шел до Дмитрова по Волгуше и Яхроме (притоку Сестры).
Другой проект подразумевал сооружение сразу трех соединительных каналов общей протяженностью 20 км. Первоначальный путь до Клязьмы был схожим, однако соединительный канал проходил от Яузы в районе Мытищ. Далее — по рекам Уча, Вязь и Дубровка. Последняя соединялась каналом с рекой Икши, по которой путь продолжался до Яхромы и затем также — до города Дмитров. Этот вариант был короче примерно на 30 км и подразумевал в три раза меньше шлюзов.
Третий план: река Москва — Истра — Катыш — Подора — 3,5-километровый соединительный канал — Сестра — село Рогачево (в 25 км от Дмитрова). Он предполагал 123 шлюза, а по протяженности почти в два раза превосходил предыдущие варианты — более 240 км.
Однако ни одно из этих предложений реализовано не было. Возможно, из-за нехватки финансов (все-таки в то время велось несколько затратных проектов). Да и в техническом плане строительство такого гидротехнического сооружения для XVIII века было не самым простым. Кстати, до Петра I о подобном проекте задумывался его отец Алексей Михайлович.
Строили дольше, чем эксплуатировали
К идее соединить Москву с Верхней Волгой коротким маршрутом вернулись при Александре I. А. С. Николаев в своей книге 1900 года, посвященной развитию водных и сухопутных сообщений России, отмечает, что главным поводом, подтолкнувшим к строительству канала, стало возведение храма Христа Спасителя, материалы для которого доставляли с северных губерний.
Появление нового судоходного маршрута, как отмечалось, позволило бы значительно эффективнее осуществлять транспортировку груза. Хотя по задумке канал должен был играть важную роль и после возведения московского здания.
Строили гидротехническое сооружение на протяжении почти 20 лет с 1826 (подготовительные работы начались годом ранее) по 1844 годы в царствование Николая I. Проекты де Геннина были использованы Михаилом Николаевичем Бугайским, которому и поручили разработать план будущего объекта.
Тем не менее конечный вариант отличался от всех трех версий петровской эпохи. Прокопать канал длиной 8,5 км и шириной 45 метров решили между Сестрой (приток Дубны) и Истрой (приток Москвы-реки), русла которых местами выпрямили.
Было построено 33 каменных и деревянных шлюзов (20 — на Сестре, 13 — на Истре), а в районе деревни Загорье сооружена 2-километровая земляная дамба, в результате чего маленькое озеро Гущино увеличилось в площади более чем в 10 раз и стало полноценным водохранилищем объемом 12,6 млн куб. м. На карте XIX века его обозначали как Сенежское Гущино; на современных картах — Сенежское озеро. Вдоль тихоходных участков канала построили дорогу для буксирования судов лошадьми (бечевник).
Стройкой руководил инженер Н. Н. Загоскин; основная рабочая сила — крепостные крестьяне и солдаты. В рытье канала участвовал и русский поэт А. И. Полежаев, правда, не по собственной воле: в 1826 году личным распоряжением царя его отправили в армию за поэму «Сашка». Позже полк, в котором он служил, задействовали в строительстве водного пути.
В 1844 году канал с пропускной способностью 3 тыс. судов в год уже эксплуатировали, хотя до конца проект не довели (шлюзованная система осталась незаконченной). Работы приостановили решением главного Управления путей сообщения. Дело в том, что, когда канал только начинали строить, в далекой Англии в эксплуатацию сдали первую в мире железную дорогу на паровой тяге.
Россия в этом плане не сильно отставала от Европы и тоже начала развитие нового вида транспорта. В 1837 году появилась Царскосельская дорога от Санкт-Петербурга до Павловска. А в 1843-м началось строительство железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы.
Сооружение судоходных каналов являлось более затратным мероприятием и занимало больше времени. Например, после появления железной дороги груз из северной столицы в южную доставляли за два дня (по воде — от 30 дней) и обходилось это в 1,5-2 раза дешевле. Поэтому приоритет и отдали стальной магистрали.
Пока она достраивалась, судоходный канал активно использовали, перевозя баржами лес и другие материалы. Но после того как в 1851 году железнодорожное сообщение было открыто, водный путь стал терять актуальность, и в 1860-м от него полностью отказались. Со временем похожая судьба ждала и некоторые другие судоходные маршруты.
Екатерининский канал (свое имя он получил в честь императрицы Екатерины II) официально закрыли; имущество продали с аукциона, шлюзы разобрали, а материал с некоторых из них использовали для строительства.
Сам канал постепенно зарастал, и сегодня уже мало что напоминает о его судоходном прошлом. Главным наследием этого проекта стало Сенежское озеро, которое оставалось крупнейшим водохранилищем Московской области вплоть до 1930-х, пока вследствие строительства канала имени Москвы не образовался ряд новых водохранилищ.
Что же касается Екатерининского канала, то его смело можно охарактеризовать как проект, обреченный на поражение, которое он и потерпел в неравной схватке с железной дорогой. Вышло так, что строили объект около 20 лет, а использовали и того меньше. На его сооружение потратили порядка 2,5 млн серебряных рублей.
использованные изображения (если не указано иначе) — часть фонда общественного достояния
Читайте: От Атлантики до Тихого океана через всю Россию: Великий северный железнодорожный путь