"Ледяная королева", "Смерть на высоких каблуках", "Хладнокровная стерва". Как бы вы ни описывали Мэдлин, это, в большинстве случаев, будет преуменьшением. В Первом Отделе Мэдлин занимала должность главного стратега: она руководила планированием всех миссий и следила за психологическим состоянием каждого оперативника. Когда одно противоречило другому, уровень эмоциональной жестокости в обращении с "нарушителями" граничил с социопатией. Однако, в мире борьбы с терроризмом малейший просчёт мог означать верную смерть, поэтому чрезмерно строгие меры были вынужденной необходимостью. Мэдлин всего лишь следовала высшей цели организации — и делала это безупречно.
Имя: Мэдлин. Фамилия не раскрывается, предположительно — Фрэйн (Frayn), судя по табличке в серии "Грей".
Дата и место рождения: неизвестно.
Семья: на момент действия второго сезона имеет мать, страдающую деменцией. В детстве имела сестру по имени Сара.
Жизнь до Отдела: в детстве поссорилась с сестрой из-за куклы и столкнула её с лестницы. По одной из версий, разрабатывавшихся сценаристами, долгое время состояла в отношениях с мужчиной, который её избивал и насиловал. Когда терпению Мэдлин настал предел, она взяла судьбу в свои руки и убила любовника. В сериале это не озвучивалось, но упоминалось в книге Кристофера Хейна "Внутри Первого Отдела". По сути, прошлое Мэдлин так и осталось загадкой.
Как попала в Отдел: точно не известно. Предположительно она познакомилась с Полом во время задания в Украине, после чего её завербовали (ориентировочно в 1978 году).
Жизнь в Отделе (до событий сериала): была замужем за одним из лучших оперативников по имени Чарльз Сэнд, который "пропал без вести" во время одной из миссий в 1979 году. В 1981 году помогла Полу захватить власть над Отделом и избавиться от Эдриан. В 1983 году получила повышение до старшего стратега и заместителя шефа. Несколько лет состояла в романтических отношениях с Полом, но приняла решение их закончить.
Черты характера: хладнокровие, сдержанность, проницательность. Умение проникать в голову к врагу, обнаруживать слабости и безошибочно предугадывать дальнейшие действия.
Развитие в сериале: во втором сезоне Пол начинает активно ухаживать за Мэдлин, и она, в конце концов, поддаётся на уговоры — правда, по абсолютно другой причине, чем можно было бы предположить. Она считает, что Пол слишком отвлекается на неё, и если нужно переспать с ним, чтобы это закончить, то так тому и быть. Когда шеф узнаёт об этом, он впадает в гнев и продолжает требовать от Мэдлин сексуальных услуг, и их отношения приобретают нездоровый характер. Наблюдая за таким развитием событий издалека, Джордж решает использовать это в своих целях, чтобы избавиться от Пола. Однако, он и не подозревает, что Мэдлин и Пол просто разыгрывают перед ним спектакль.
Эти двое готовы на всё, чтобы защитить свою власть как от угроз сверху, так и снизу. Помимо постоянной борьбы с Джорджем, Мэдлин начинает видеть нарастающую угрозу в лице Майкла и Никиты. Она всячески пытается помешать их отношениям: лишает Майкла должности и привилегий, затем подвергает Никиту процессу Геллмана, а когда и это не срабатывает, то приказывает Никите выйти замуж за другого мужчину. Когда вскрывается, что Никита долго время шпионила на Центр, Мэдлин не в силах вынести того, что её разлучат с шефом и "какая-то пигалица" будет решать её судьбу. Она глотает капсулу с цианидом, демонстрируя Никите, что никто не имеет над ней контроля, кроме неё самой.
Отсутствие Мэдлин сказывается как на эмоциональном состоянии шефа, так и на успехе работы всей организации. Когда в пятом сезоне шеф избавляется от "цифровой копии" Мэдлин, он таким образом признаёт, что эта женщина была абсолютно уникальной, и никто её никогда не заменит. Остаётся только догадываться, скучала ли Никита по Мэдлин в свои годы у руля?..
Комментарии создателей.
Джоэл Сурноу:
Нам не нравилась теплота в образе Мэдлин. Альберта Уотсон раскрывается с лучшей стороны, когда играет "железную леди". Многие актрисы могут сыграть теплоту и заботу, например, Жанна Моро, которую мы какое-то время пытались копировать (Аманда в "Никите" Люка Бессона). Но с течением времени мы стали видеть её иначе: она была потрясающим и бескомпромиссным стратегом. Она манипулировала всеми вокруг и делала это без каких-либо сожалений или сомнений.
Роберт Кокран:
Ей пришлось стать манипулятором и своего рода кукловодом. Если бы мы рассказали о ней больше, это бы разрушило иллюзию, что она всё обо всех знает. Мы раскрыли совсем чуть-чуть: что у неё была мать и что она убила свою сестру. Когда Никита стала проявлять больше самостоятельности, Мэдлин сбросила маску "матери", и сквозь бархат стала проглядывать настоящая сталь. Она действительно беспокоилась, что Майкл и Никита создадут угрозу для всего Отдела.
Лоуренс Хертцог:
Шеф отдавал приказания уничтожить врага, а Мэдлин их исполняла. В каком-то смысле, она воплощает всё то, что сейчас не так с миром, всех этих "менеджеров среднего звена". На поверхности, она отлично выглядит, носит дорогую одежду, делает интересные причёски, ходит в спортзал и т.п. Смотришь на неё и думаешь: "Я бы с такой стал...". И она смотрит на тебя в ответ с согласием, но ты понимаешь, что она поглотит тебя всего, пока ничего не останется. Из всех персонажей она, пожалуй, единственная демонстрировала тот факт, что для неё не было ничего важнее работы и карьеры. Это не означает, что у неё не было сердца. Это означает, что она умела выживать. Если бы можно было остаться с шефом до конца своих дней, она бы это сделала.
Питер Ленков:
Мэдлин просто выполняла свою работу. Иногда в ней проглядывала материнская забота, но, в основном, она была "сильной независимой женщиной", и ей не было равных во всём сериале. Вместе с шефом они были, как очень строгие родители: они защищали своих оперативников и в глубине души любили их, но также они бросали их в ситуации, которые учили чему-то. Если кто-то нарушал правила, то требовалось применить наказание. Такая вот "жёсткая любовь", работа всегда была на первом месте.
Майкл Лосефф:
На мой взгляд, из всех персонажей Мэдлин более всего лишена человеческих эмоций. Она ближе всего к по-настоящему тёмной стороне. То, что кажется женственностью и мягкостью, на самом деле маска, которая позволяет ей выполнять свою работу. После "несчастного случая" с сестрой она стала холодной и безжалостной, способной на самые ужасные поступки. К счастью, она держала себя в руках, предпочла "светлую сторону" силы. Окажись она в других условиях, возможно, "тёмная сторона" взяла бы верх, но работа в Первом Отделе стала для неё своего рода спасением.
Моё мнение о Мэдлин.
Из четвёрки второстепенных героев Мэдлин, для меня лично, — самый интересный персонаж. Мне импонирует её проницательность и сдержанная манера, её хладнокровие "под огнём" и способность подчиняться только тому, кого она сама выберет (в данном случае, шеф).
К сожалению, в сериале есть некие противоречия, связанные с её образом. В первом сезоне она скорее выполняет роль матери и мудрой наставницы: Никита частенько приходит к ней, чтобы излить душу или спросить совета. Как видно из слов создателей, это издержки первоисточника: Аманда в фильме Люка Бессона тоже была своего рода "мамочкой" в Отделе. Так как Мэдлин находилась на втором плане повествования, от её "теплоты" избавились не так быстро, как, например, от странных улыбок Майкла (который тоже должен был быть, как в фильме, но вырос в нечто совершенно другое). Настоящая Мэдлин начинает раскрываться только со второго сезона и набирает обороты в третьем и четвёртом, когда столкновение между ней и Майклом/Никитой становится центральной сюжетной линией. Это изменение в подаче образа отражено и в декорациях: "будуарный" офис Мэдлин из первого сезона превращается в минималистично обставленный квадрат из серых стен.
Уникальность Мэдлин в том, что она, с одной стороны, — хладнокровный монстр, а, с другой, профессионал своего дела, которому просто нет равных. Её нельзя не уважать, но вот испытывать к ней человеческую симпатию действительно сложно. Создатели правы в том, что, если бы они рассказали о ней больше, иллюзия "железной леди" рассыпалась бы, как карточный домик. У Мэдлин не было человеческих слабостей в привычном понимании: ни детей, ни близких, ни романтических отношений. Любые намёки на привязанность для неё — лишь отголоски прошлого: что история про сестру и мать, что непонятный брак с Чарльзом, что связь с Полом. Несколько раз за сериал нам указывают на её одиночество, и особенно чётко это звучит в четвёртом сезоне, когда она "влюбляется" в террориста.
Другими словами, для неё действительно существовал лишь единственный приоритет: её власть и работа. И потому, как только Никита поставила под угрозу её позицию в Отделе, Мэдлин выбрала смерть.
P.S. В одном из фанфиков я попыталась создать свою версию предыстории Мэдлин. Основной сюжет касается Майкла и Никиты, но про Мэдлин там тоже много. Если интересно, прочитать можно здесь.