С образованием отходов связана деятельность любой организации. Не исключением являются и лечебные учреждения. С учетом качественных характеристик и присущих опасных свойств, отходы таких организаций выделены в отдельную группу и требуют особого обращения. На территории РФ существует целый комплекс законодательных и нормативных документов, устанавливающих правила их сбора, хранения, обеззараживания и утилизации. Соответствующие требования устанавливаются и к уровню квалификации работников, задействованных в процессах управления данным видом мусора.
Наличие сертификата по медицинским отходам предоставляет допуск к осуществлению любых видов работ с утилем медучреждений и является прямым подтверждением соответствия уровня специалиста законодательно установленным требованиям. Получить такой документ сотрудники лечебных организаций могут, пройдя соответствующую подготовку в специализированных учебных центрах. Требования о необходимости повышения квалификации в вопросах обращения с медотходами, установлены такими законодательными документами, как:
- Закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г.;
- Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 г.;
- СанПиН 2.1.7.2790-10;
- СанПиН 2.1.3.2630-10.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СЕРТИФИКАТА.
Получить документ можно, только пройдя профессиональную подготовку в учебном центре. В настоящее время для этого даже не требуется личное присутствие и отрыв от выполнения должностных обязанностей. С материалами учебной программы специалисты могут ознакомиться дистанционно, самостоятельно изучив всю необходимую информацию. Контроль полученных знаний также будет осуществлен в форме удалённого тестирования. Успешные результаты такого контроля предоставят работникам право на получение документа о повышении квалификации. В нем указывается направление и объем подготовки, данные специалиста, срок действия, наименование выдавшей учебной организации.
Действие полученного документа сохраняется в течение 5 лет с момента окончания подготовки. В указанный срок могут произойти значительные изменения в законодательных требованиях и применяемых методах обращения с медотходами, поэтому после его завершения подготовка проводится повторно. Получение документа о повышении квалификации с сопутствующей профессиональной подготовкой обойдется специалистам в 6500 рублей. Продолжительность занятий составит 72 и 112 часов.
КОМУ НЕОБХОДИМ СЕРТИФИКАТ ПО МЕДИЦИНСКИМ ОТХОДАМ?
Наличие корочек актуально для специалистов, чьи должностные обязанности предполагают:
- непосредственное управление процессами движения медотходов;
- прямой контакт с отработанными веществами, материалами, инструментами;
- обслуживание утилизирующего и обеззараживающего оборудования.
Соответственно, подготовка является актуальной для работников поликлиник, аптек, массажных кабинетов, частных и государственных лабораторий, врачебных кабинетов детских образовательных учреждений и производственных предприятий. В том числе повышение квалификации проходят руководители медицинских организаций и их заместители, лаборанты, врачи-эпидемиологи, медсестры.
Также подготовка является актуальной для лиц, несущих ответственность за управление медотходами, и сотрудников специализированных организаций, осуществляющих их прием, хранение, переработку.
Для чего необходим сертификат по медицинским отходам?
Документ о повышении квалификации предоставляет работникам право на осуществление операций по обращению с утилем медучреждений, тем самым подтверждая наличие у них таких навыков и знаний о данном виде отходов, как:
- классификация существующих видом медотходов и присущие им опасные свойства;
- правила сбора и хранения;
- современные способы обезвреживания и обеззараживания;
- методы безопасной транспортировки;
- принципы обеспечения личной и общественной безопасности в процессах обращения с мусором лечебных учреждений; - предотвращение нанесения ущерба окружающей среде на каждом этапе жизни отхода;
- документальное оформление процессов передачи утиля сторонним организациям;
- формирование и передача в надзорные органы соответствующих видов отчетности.
Кроме того, документ о повышении квалификации сотрудников в обязательном порядке запрашивается надзорными органами при проведении проверок. Поэтому его наличие является гарантом отсутствия штрафных санкций и предписаний в вопросах организации медицинскими учреждениями процессов управления медотходами.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ИЗУЧИТЬ?
Получение документа не является первостепенной целью подготовки специалистов. Главной задачей является обеспечение безопасности сотрудников, что может быть достигнуто посредством предоставления на занятиях максимально информативных знаний о видах медотходов, присущих им опасных свойствах и методах безопасной работы с ними.
Материалы программы являются актуальными и доступными, а полученные навыки и знания незаменимыми в ежедневной практике работников. Соответственно поставленным целям, содержание программы подготовки включает следующие разделы:
- Актуальные требования санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, применимые к вопросам организации работы с медицинским утилем.
- Социально-экономические аспекты деятельности, связанной с управлением опасным мусором медучреждений.
- Вопросы лицензирования деятельности по управлению отработанными компонентами лечебных организаций, в том числе этапы получения лицензии и оформления необходимой сопроводительной документации.
- Варианты организации обучения и информационного оповещения сотрудников по вопросам обеспечения личной безопасности при работе с отходами.
- Внутренний контроль персонала, работающего с больничным мусором.
- Воздействие медотходов на состояние окружающей среды. Нормирование и лимитирование процессов их образования в учреждении.
- Виды учетно-отчетной документации предприятия, правила ее заполнения, ведения и хранения.
- Методы организации производственного контроля, составление и внедрение соответствующих планов и мероприятий. Проведение эпидемиологического и микробиологического контроля.
- Пути образования, классификация и опасные свойства медотходов.
- Современные методы обеспечения безопасности персонала при работе с материалами и веществами медицинских организаций, утратившими потребительские свойства.
- Меры по предупреждению инфицирования сотрудников и пациентов. Методы обеспечения личной безопасности, обеззараживание помещений, инструментов и оборудования.
- Правила сбора, хранения, транспортировки и утилизации образующегося мусора.
- Правила работы с медицинским утилем опасного характера.
- Современные методы и технологии, применяемые при утилизации медотходов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Административная ответственность может быть применена к организациям в случае неверного обращения с больничным утилем, в том числе сопровождающимся причинением вреда окружающей среде или человеку. Такие нарушения могут расцениваться как нарушения санитарно-эпидемиологического, либо природоохранного законодательства. В первом случае ответственность возможна согласно статье 6.3 КоАП. Сумма штрафных санкций при этом составит:
- для должностных лиц и ИП – от 500 до 1000 рублей;
- для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей. При выявлении экологических нарушений, ответственность назначается по п. 3 статьи 8.2 КоАП и составляет:
- для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей;
- для ИП – от 70 000 до 80 000 рублей;
- для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей. Помимо этого, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут получить наказание в форме временного приостановления деятельности.