Найти тему
Бизнес по-умному

Проверьте себя: насколько хорошо вы знаете правила делового общения?

Кто владеет словом, тот владеет ситуацией. Если вы умеете контролировать свою речь и поведение в общении с коллегами, партнёрами, руководством и клиентами, окружающие относятся к вам с большим доверием и уважением. Мы собрали десять универсальных советов по деловому общению, а также список привычек, которые чаще всего раздражают коллег.

Правильно реагировать на критику, вести переписку и телефонные переговоры — без этих умений не обойтись в работе. Прокачать навыки профессиональной коммуникации можно на онлайн-курсе «Деловое общение» в Smart University. Программа доступна в личном кабинете в разделе «Курсы для учителя». Авторизоваться можно по номеру телефона или через соцсети.
🎓 Пройти курс

☝ Что следует делать обязательно

📌 Следите за внешним видом в офисе и на деловых встречах

Если дресс-код компании предполагает ношение делового костюма, не пренебрегайте этим. Если установлен свободный стиль, актуальным будет casual. Рваные джинсы и гавайские рубашки на работе обычно могут себе позволить только представители творческих профессий, а юрист, например, будет выглядеть в таком наряде нелепо. Стоит также обратить внимание на детали своего образа: старайтесь избегать крупных украшений, яркого макияжа и резкого парфюма. И конечно, появляться в офисе в неопрятном виде — моветон.

📌 Контролируйте жесты и мимику

Не стоит размахивать руками, если высказанная точка зрения не совпадает с вашим видением ситуации. При деловом общении важно быть сдержанным и контролировать эмоции. Однако возможно отступление от правил с учётом культурных особенностей разных наций. К примеру, если ваш партнёр итальянец, сдержанность может произвести плохое впечатление, будьте более темпераментным. С японцами, напротив, держитесь максимально спокойно.

📌 Содержите рабочее место в чистоте и порядке

Рабочий стол как зеркало внутреннего мира — порядок считается признаком надёжности и профессионализма, хаос свидетельствует о неорганизованности. Хорошо смотрятся на столе рамки с семейными фото, игрушка-антистресс. Это показывает, что вы относитесь к рабочему месту с теплотой. Пустые пачки из-под чипсов или гора стаканчиков из-под кофе рабочий стол точно не украсят.

📌 Цените время собеседника

Даже двухминутная задержка может сломать весь рабочий график делового человека, поэтому опоздания недопустимы. Если видите, что не успеваете, лучше заранее предупредить об этом, а не оправдываться при встрече. Такое случается часто? Изучите принципы тайм-менеджмента, это поможет наладить организованность.

📌 Учитесь слушать и слышать собеседника

В бизнесе этот дар способен принести миллионы. Каждый сотрудник, клиент и партнёр обязательно расскажет о том, что его интересует, беспокоит, в чём нужна помощь, главное — услышать и понять, а затем сделать встречное предложение. Но недостаточно просто молча внимать, в нужный момент важно включаться эмоционально. Собеседник должен видеть вашу отдачу.

📌 Используйте грамотную речь

Не допускайте просторечных выражений, сленга и жаргона. Не используйте термины, в значении которых вы не уверены. Уделите внимание правилам постановки ударений в спорных словах. Постарайтесь искоренить лексические ошибки и проблемы с произношением.

📌 Научитесь управлять своим голосом

Умение «играть» голосом, подбирая нужную интонацию, делать паузы в определённых местах, регулировать громкость и темп речи, расставлять акценты — это искусство. Овладев им, вы сможете сделать общение более эффективным. Основа любого звука — дыхание, а речь — это, по сути, озвученное дыхание. Если ваш голос звучит сдавленно, глухо, быстро устаёт, стоит заняться дыхательной гимнастикой.

📌 Освойте навыки телефонного общения

Желательно заранее набросать план разговора, отработать вежливое приветствие и то, как будет озвучена цель звонка. Во время диалога давайте собеседнику достаточно времени на ответ, не перебивайте. Будьте спокойны и выражайтесь ясно.

📌 Соблюдайте правила деловой переписки

Обязательно нужно здороваться и прощаться в конце письма. Структурировать текст и чётко передавать основную мысль, избегая незначительных деталей.

Не забывайте о пунктуации, не используйте слишком длинные и сложные предложения. Правильно оформляйте письмо. Обязательно заполняйте поле «Тема», чтобы письмо не попало в спам и не осталось незамеченным. Если вопрос не срочный, старайтесь писать с 9 утра до 18 вечера, чтобы не отвлекать коллег и партнёров в нерабочее время.

📌 Освойте нетикет

Это новое понятие означает общение в Сети, чаще всего в мессенджерах: WhatsApp, Viber, Telegram. Но прежде чем их применять, уточните у собеседника, удобен ли ему такой формат общения или он предпочитает звонки или e-mail. Выберите подходящие для делового общения имя и аватарку. Пишите сообщения только в рабочее время, коротко и по делу. Проверяйте автозамену, чтобы избежать нелепостей. Если хочется использовать голосовые сообщения, сначала уточните у собеседника, удобно ли это. Спойлер: скорее всего, вам ответят, что нет. Общаясь посредством видеозвонков, особенно из дома, проследите за дресс-кодом, задним фоном и достаточностью освещения.

❌ Чего делать точно не стоит

  • Использовать неуместные формы общения — панибратство часто вызывает недоумение и раздражение.
  • Слишком слабо или сильно пожимать руку. Первое воспринимается как признак неуверенности, второе — попытка доминирования.
  • Поглядывать на часы — это демонстрация неуважения, нетерпеливости и раздутого самомнения: словно у вас есть более важные дела и вы спешите быстрее закончить разговор.
  • Вертеться по сторонам — признак невнимательности, который вызывает у собеседника дискомфорт. Старайтесь слегка наклониться к говорящему и немного опустить голову набок. Это покажет собеседнику, что вы слушаете его внимательно и с интересом.
  • Слишком активно кивать головой — полное и безоговорочное согласие выглядит неискренне. Кроме того, создаётся впечатление, что вы зависите от одобрения окружающих.
  • Скрещивать руки или ноги — признак закрытости. Даже при улыбке на лице такая поза вызывает у собеседника ощущение, что его отталкивают.
  • Слишком долго смотреть в глаза — это признак агрессии, попытка доминирования, желательно отводить взгляд в сторону каждые 7–10 секунд.
  • Прятать взгляд — отсутствие контакта производит впечатление неуверенности и отсутствия интереса.
  • Хмуриться и демонстрировать недовольство — даже если вы чем-то расстроены, старайтесь не проявлять это внешне, иначе собеседник воспримет недовольство на свой счёт.

Ошибки в деловом поведении часто мешают работе и становятся препятствием для продвижения по карьерной лестнице. Иногда, чтобы избежать этого, стоит дополнительно проработать навык. В онлайн-школе Smart University этому посвящён целый курс. Экспресс-программа «Деловое общение» позволит за десять уроков научиться выражать мысли чётко и грамотно, правильно вести себя на совещаниях и общаться в мессенджерах, а также прокачать другие полезные навыки. Заниматься можно онлайн в любое время — прямо со смартфона. Программа доступна в личном кабинете в разделе «Курсы для учителя». Авторизоваться можно по номеру телефона или через соцсети.

-2

Пройти курс

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё статьи:

🔴 От Форда до Маска: где можно найти секреты успешного бизнеса

🔴 Как стать успешным руководителем: 5 книг, которые помогут

🔴 Как защитить бизнес от потери доходов?