Первый ответ - да, конечно ,можно.
В конце концов, все эти гаджеты пришли в нашу жизнь (в России) только последние лет 25, что это по сравнению со столетиями, когда женщины выкраивали лоскутки вручную и шили вручную - без машинки, иглой и нитками? А как еще простегивали лоскутные изделия!
Квилты в технике "крези" там где все швы вышивальные - вообще где то близко к пределам моего понимания, Это сколько надо терпения (и времени между прочим) чтобы не только собрать в корзинку красивые лоскуты, но и артистично сшить их в лоскутное полотно и все швы - соединения дополнительно украсить вышивальными стежками!
Это с одной стороны. А с другой.....
Давайте реально посмотрим на предмет. Старинное рукоделие "лоскутное шитье" и теперешнее - два практически разных вида ручной работы. Самый первый квилт, сохранившийся в одном из исторических музеев, кстати, не лоскутный а представляет собой простеганный кусок ткани.
Лоскутные изделия в старые времена - это раскроенные и сшитые либо остатки кроя, либо вырезанные целые кусочки выношенной одежды - фартуков, полотенец, детских платьев и так далее. Это был способ экономии ресурсов прежде всего, И хвала золотым рукам мастериц, что они из чисто утилитарных вещей создавали красивые художественные произведения. Это еще раз доказывает, что человек по натуре творец, и что мало делать необходимое (теплое одеяло), надо его еще дополнительно украшать, потому что под красивым одеялом спать будет приятнее и уютнее.
Современное лоскутное шитье в гораздо бОльшей степени - из совершенно новой ткани, иногда она даже довольно таки дорогая. Жизнь ускоряется, тратить по нескольку лет на сборку и стежку одного одеяла уже жалко .Тут нам в помощь приходит швейная машина - сшивать все эти бесчисленные блоки.
Зато теперь, при желании ,можно из ткани, как из набора красок, создавать художественные вещи - Каффе Фассет не даст соврать. Тут уже никто и не вспомнит, что в начале было просто лоскутное одеяло из десятка старых рубашек ,чтобы было чем накрыться в холодную ночь.
Возвращаемся к заглавному вопросу - можно ли заниматься лоскутным шитьем без роликового ножа, линейки и коврика-подложки?
И снова ответ - в принципе, можно, но это будет примерно то же самое, что рыть колодец столовой ложкой или идти пешком от Мурманска до Владивостока. Можно, но зачем?
Лоскутное изделие, даже самое простое, из квадратов ткани, все равно будет состоять из множества сшитых друг с другом лоскутов. В книгах по лоскутному шитью , издававшихся в семидесятые- восьмидесятые годы прошлого века, подробно описывался процесс. Сперва надо было из картона сделать точные шаблоны всех деталей. Потом расстелить ткань на столе и очень медленно и аккуратно по шаблону обвести детали мелом или мыльцем и по одной вырезать эти детали из ткани. И не забудьте про припуски на швы!
Когда я только начинала заниматься пэчворком, у меня уходило несколько дней только на раскрой деталей. Это при том, что если вы выкраиваете детали, как хозяйки в старину, из распоротого ношеного платья, вам необходимо сначала все это постирать, накрахмалить и отуютюжить - иначе детали не получатся достаточно точными.
А если детали отклоняются в размерах от идеала пусть даже на миллиметр: пять деталей, сшитых вместе - уже отклонение на полсантиметра. В среднем блок состоит из десяти - пятнадцати - двадцати пяти деталей. То есть при мизерном отклонении в размере, разница между готовыми блоками может быть уже в 2-3 сантиметра, которые надо срезать в отходы и тем самым обесценивать вашу же работу.
В общем, если есть хоть малейшая возможность кроить детали для лоскутного шитья с помощью роликового ножа, линейки и мата-подложки - это надо делать обязательно. Просто потому, что это дважды сбережет ваше время (а оно все таки дороже денег!) :
- первый раз - когда вы быстро раскроите много ткани на полосы или прямоугольники,
- второй раз - когда вы точно сошьете детали между собой и их не придется подгонять или подрезать.
Ок, будем считать, что я вас убедила , что надо обязательно иметь эти раскройные инструменты.
Следующий вопрос - какие?
Ответу на этот вопрос я посвящу несколько статей, чтобы все подробно разобрать, пока скажу только вот что.
Минимальный набор квилтера - коврик-мат, прямоугольная линейка и роликовый нож.
Они есть трех категорий - так себе, среднего качества и отличные. Я предпочитаю хорошее среднее качество.
Так себе - это ножики и маты с Алиэкспресса, совсем как настоящие и даже с поддельной маркировкой ОЛФы, например. Только вот мат может оказаться жестким, надрезы приведут его в негодность за пару месяцев (а настоящий - самозатягивающийся, у него пластик такой особенный). А ножик - с вихляющимся лезвием, которое невозможно зафиксировать так, чтобы оно плотно сидело на месте.
Отличное качество нужно, все таки, профессиональным художницам- квилтерам, а пока ты занимаешсь пэчворком как хобби - вполне можно обойтись и средним.
В моем понимании среднее - это мат размерами 60 на 45 см, роликовый рож на 45 мм и линейка 10 на 40 см. Все фирм ОЛФА или Прим. Через несколько лет занятий пэчворком я добавила еще линейку-резак, линейку-квадрат и пару линеек треугольников - на 12 градусов (для "дрезденских тарелок" и производных) и на 60 градусов для шестиугольных блоков;
Коврику у меня уже двадцать лет, самое время отвезти его на дачу и купить новый. Наверно на день рождения я так и поступлю. Коврик у меня фирмы ОЛФА (OLFA) . Моя первая преподавательница по лоскутному шитью, это была Ирина Костикова, говорила что из всех фирм самые точные коврики выпускает ОЛФА. Я ей верю. она по первому образованию инженер.
Что касается размера коврика. Мне кажется средний размер - 60 на 45 см - даже лучше большого, 60 на 90 см. Хотя бы потому что такой средний коврик проще разложить, ему легче найдется место. Я свой коврик иногда при необходимости раскладываю просто на гладильной доске. Вы же не обязательно будете шить что то грандиозное, вроде одеял, иногда душа просит какого нибудь небольшого изделия, сумочки например.
Самый оптимальный для меня роликовый нож - ОЛФА-Прим на 45 мм лезвие, с самым простым выдвигающимся/задвигающимся механизмом предохранения от порезов. Их сейчас очень много выпускают - и с кнопкой на рукоятке, и с эргономичной кривой ручкой. и в цветочек, и с волнистыми лезвиями...
На самом деле работать вы будет в основном одним ножом. И лезвия 45 мм вполне хватить чтобы срезать уже готовый блок, или прорезать 4-5 слоев ткани, если кроите заготовки. Нож на 60 мм на мой взгляд тяжеловат. А волнистые лезвия вам пригодятся пару раз в год в лучшем случае.
Тут надо еще иметь в виду вот что. Если не забивать рукояткой ножа гвозди и не не давать ее мужу на столярные работы - рукоятка вечна, хоть она и из простого пластика. Вам нужны будут только ножики на смену ,но сколько раз их надо менять .... раз в год, если вы много и часто шьете, а так одно и тоже лезвие может служить годами.
Мой набор линеек. Было больше, половину я распродала. У меня старомодные линейки Хемлайн с красной разметкой. На темные ткани лучше брать с яркой голубой или зеленой "ядовитого" цвета разметкой. Но на самом деле главное в линейке - это точность разметки. Она должна идеально совпадать с разметкой на коврике. Тогда вы можете раскраивать ваши полосы и прямоугольники прямо " с колес", вообще не отмечая ширину - достаточно ровненько уложить ткань на коврик, выровнять нижний и верхний края ткани относительно разметке на коврике и приложить сверху линейку. Как это оптимально делать - если очень надо. я сниму видео. хотя если честно побаиваюсь это делать.
На сегодня все, вопросы пишите , пожалуйста в комменты, буду отвечать 😃