Найти тему
ТыжИсторик

Такой разный романтизм

Автор: nekojiru

Каждый образованный человек не только должен отличать Гегеля от Бебеля, но и романтизм от академизма. Вот короткий и упрощенный ликбез для начинающих искусствоведов-двоечников.

Предисловие

Конец XVIII века, “эпоха просвещения” всем уже набила оскомину с ее до идиотизма правильными героями, которые всегда поступают разумно, а между чувствами и долгом всегда выбирают долг. Вспомните школьный курс литературы, вас не ошеломляла прямолинейность и наивная назидательность фонвизинских персонажей? Это касалось не только русской литературы и в конец всем надоело. Особенно, немцам.

Да-да, та нация, которую нам сегодня привычно считать рациональной, исполнительной, педантичной, в конце XVIII века слыла неразумной и слишком чувствительной. Так вот, Германия стала центром зарождения романтизма. Именно там появляется литературное движение “Буря и натиск”. Одним из ярких представителей движения был Гёте. Он и Гердер (а они были довольно молоды в 1770-х гг.) отвергали рационализм и догматизм классицизма, обратив внимание на человеческие чувства, на его слабости и страсти.

Буря чувств и страстей

Романтизм разбил в дребезги рациональность академической живописи. Это выражается:

- в композиции: неоклассицисты предпочитали статику, у романтиков - динамика;

Жак-Луи Давид "Клятва Горациев", 1784 г.
Жак-Луи Давид "Клятва Горациев", 1784 г.

Жак-Луи Давид - яркий пример академизма. Все герои на картине застыли в красивых позах, композиция статична, рисунок безупречен.

Эжен Делакруа "Охота на львов", 1855 г.
Эжен Делакруа "Охота на львов", 1855 г.

Полная противоположность Давиду картина Эжена Делакруа. У вас еще не закружилась голова? ))

- в сюжете: в романтизме вы не найдете сентиментальной чувствительности, тут скорее романтика военных походов, экзотика дальних стран;

Эжен Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827 г.
Эжен Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827 г.
Франсиско Гойя "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", 1814 г.
Франсиско Гойя "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", 1814 г.

Борьба за свободу - тоже вполне романтический сюжет.

- в классицизме герои холодны и отчуждены, в романтизме - живо взаимодействуют, полны чувств и страстей;

Антон Рафаэль Менгс "Парнас", 1750-1760 гг.
Антон Рафаэль Менгс "Парнас", 1750-1760 гг.
Эжен Делакруа "Резня на Хиосе", 1824 г.
Эжен Делакруа "Резня на Хиосе", 1824 г.

Герои Менгса позируют для фоточек в Инстаграм, у Делакруа персонажи находятся во взаимодействии. Художник рассказывает историю буквально о каждом герое картины.

- романтики (как вы уже могли заметить) не щадят зрителя, им больше нравится шокировать. Чувств, больше чувств!

Теодор Жерико "Плот "Медузы", 1819 г.
Теодор Жерико "Плот "Медузы", 1819 г.

- многих живописцев эпохи романтизма интересовали мистические темы, мир снов и грез;

Генри Фюссли "Ночной кошмар", 1781 г.
Генри Фюссли "Ночной кошмар", 1781 г.
Франсиско Гойя офорт из серии "Капричос", «Прихорашиваются» (Иметь длинные когти настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе), 1799 г.
Франсиско Гойя офорт из серии "Капричос", «Прихорашиваются» (Иметь длинные когти настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе), 1799 г.

Романтический портрет

Романтический герой всегда печален и одинок, а окружают этого прекрасного человека занудные обыватели. Это в литературе, вспомним Байрона. В живописи романтический герой обязательно необычен. Романтики не пишут репрезентативных (парадных) портретов, ведь цель такого шедевра - продемонстрировать миру высокий статус модели, а романтикам интересен внутренний мир портретируемого. Для сравнения, классический парадный портрет кисти Франсиско Байеу и портрет того же Мануэля Годоя, но уже авторства Франсиско Гойя.

Франсиско Байеу "Портрет Мануэля Годоя", 1790 г.
Франсиско Байеу "Портрет Мануэля Годоя", 1790 г.
Франсиско Гойя "Мануэль Годой, герцог Алькудии, "князь мира", 1801 г.
Франсиско Гойя "Мануэль Годой, герцог Алькудии, "князь мира", 1801 г.

Между этими портретами всего десять лет и огромная пропасть в художественном подходе. Конечно, портретируемый чудовищно разъелся, но не нам его осуждать. Мы про живопись. У Франсиско Байеу - классический парадный портрет, и пусть есть сходство с моделью, но у модели нет характера. Есть характерный нос, но характера нет. У Гойи Годой - любовник королевы, властный, самоуверенный, настоящий "князь мира", как его прозвали после заключения Базельского мирного договора.

Антуан-Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту», 1796-1797 гг.
Антуан-Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту», 1796-1797 гг.
Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.
Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.

Пара ярких примеров романтического портрета.

Романтический пейзаж

Романтический пейзаж тоже полон страстей. Тут и бури, и шторма, и мрачные замки. А также динамичность композиции и буйство цвета.

Уильям Тёрнер "Невольничий корабль", 1840 г.
Уильям Тёрнер "Невольничий корабль", 1840 г.

Увидели милую пасторальную сценку? Возможно, это рококо, но точно не романтизм! Тут пейзажи могут быть полны мистики и символов.

Джон Констебл "Вид на собор Солсбери с луга", 1831 г.
Джон Констебл "Вид на собор Солсбери с луга", 1831 г.

Особенно это ярко проявилось в творчестве немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Одна из знаковых его работ “Этапы жизни”. Пятеро людей на берегу и пять кораблей, покидающих гавань. Большой корабль и два парусника недалеко от берега олицетворяют мать с детьми. Они только начинают жизненный путь, выйдя из гавани. Мужчине соответствует уходящий корабль вдали, а старцу - судно, скрывающиеся за горизонтом.

Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни», 1835 г.
Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни», 1835 г.

Романтизм в России

В России романтизм плотно переплетен с академизмом. У нас не было такого острого противостояния, как во Франции, например. Поэтому и ярко выраженных романтических черт мы не найдем. Но все же отличительной чертой портретов кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина является желание постичь характер модели.

Орест Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», 1827 г.
Орест Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», 1827 г.
Василий Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», 1827 г.
Василий Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», 1827 г.

К художникам-романтикам причисляют мариниста Ивана Айвазовского и живописца Карла Брюллова. Последний, кстати, образец ядреной смеси классицизма и романтизма. Его легендарное полотно “Последний день Помпеи” - академическая живопись и динамичная романтическая композиция, романтический сюжет (город гибнет - статуи летят) и по-классически прекрасные и бесстрастные герои (их не сравнить с героями Жерико).

Карл Брюллов "Последний день Помпеи", 1833 г.
Карл Брюллов "Последний день Помпеи", 1833 г.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Фотолетопись страны. 10 фотографов царской России