Автор: nekojiru
Каждый образованный человек не только должен отличать Гегеля от Бебеля, но и романтизм от академизма. Вот короткий и упрощенный ликбез для начинающих искусствоведов-двоечников.
Предисловие
Конец XVIII века, “эпоха просвещения” всем уже набила оскомину с ее до идиотизма правильными героями, которые всегда поступают разумно, а между чувствами и долгом всегда выбирают долг. Вспомните школьный курс литературы, вас не ошеломляла прямолинейность и наивная назидательность фонвизинских персонажей? Это касалось не только русской литературы и в конец всем надоело. Особенно, немцам.
Да-да, та нация, которую нам сегодня привычно считать рациональной, исполнительной, педантичной, в конце XVIII века слыла неразумной и слишком чувствительной. Так вот, Германия стала центром зарождения романтизма. Именно там появляется литературное движение “Буря и натиск”. Одним из ярких представителей движения был Гёте. Он и Гердер (а они были довольно молоды в 1770-х гг.) отвергали рационализм и догматизм классицизма, обратив внимание на человеческие чувства, на его слабости и страсти.
Буря чувств и страстей
Романтизм разбил в дребезги рациональность академической живописи. Это выражается:
- в композиции: неоклассицисты предпочитали статику, у романтиков - динамика;
Жак-Луи Давид - яркий пример академизма. Все герои на картине застыли в красивых позах, композиция статична, рисунок безупречен.
Полная противоположность Давиду картина Эжена Делакруа. У вас еще не закружилась голова? ))
- в сюжете: в романтизме вы не найдете сентиментальной чувствительности, тут скорее романтика военных походов, экзотика дальних стран;
Борьба за свободу - тоже вполне романтический сюжет.
- в классицизме герои холодны и отчуждены, в романтизме - живо взаимодействуют, полны чувств и страстей;
Герои Менгса позируют для фоточек в Инстаграм, у Делакруа персонажи находятся во взаимодействии. Художник рассказывает историю буквально о каждом герое картины.
- романтики (как вы уже могли заметить) не щадят зрителя, им больше нравится шокировать. Чувств, больше чувств!
- многих живописцев эпохи романтизма интересовали мистические темы, мир снов и грез;
Романтический портрет
Романтический герой всегда печален и одинок, а окружают этого прекрасного человека занудные обыватели. Это в литературе, вспомним Байрона. В живописи романтический герой обязательно необычен. Романтики не пишут репрезентативных (парадных) портретов, ведь цель такого шедевра - продемонстрировать миру высокий статус модели, а романтикам интересен внутренний мир портретируемого. Для сравнения, классический парадный портрет кисти Франсиско Байеу и портрет того же Мануэля Годоя, но уже авторства Франсиско Гойя.
Между этими портретами всего десять лет и огромная пропасть в художественном подходе. Конечно, портретируемый чудовищно разъелся, но не нам его осуждать. Мы про живопись. У Франсиско Байеу - классический парадный портрет, и пусть есть сходство с моделью, но у модели нет характера. Есть характерный нос, но характера нет. У Гойи Годой - любовник королевы, властный, самоуверенный, настоящий "князь мира", как его прозвали после заключения Базельского мирного договора.
Пара ярких примеров романтического портрета.
Романтический пейзаж
Романтический пейзаж тоже полон страстей. Тут и бури, и шторма, и мрачные замки. А также динамичность композиции и буйство цвета.
Увидели милую пасторальную сценку? Возможно, это рококо, но точно не романтизм! Тут пейзажи могут быть полны мистики и символов.
Особенно это ярко проявилось в творчестве немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Одна из знаковых его работ “Этапы жизни”. Пятеро людей на берегу и пять кораблей, покидающих гавань. Большой корабль и два парусника недалеко от берега олицетворяют мать с детьми. Они только начинают жизненный путь, выйдя из гавани. Мужчине соответствует уходящий корабль вдали, а старцу - судно, скрывающиеся за горизонтом.
Романтизм в России
В России романтизм плотно переплетен с академизмом. У нас не было такого острого противостояния, как во Франции, например. Поэтому и ярко выраженных романтических черт мы не найдем. Но все же отличительной чертой портретов кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина является желание постичь характер модели.
К художникам-романтикам причисляют мариниста Ивана Айвазовского и живописца Карла Брюллова. Последний, кстати, образец ядреной смеси классицизма и романтизма. Его легендарное полотно “Последний день Помпеи” - академическая живопись и динамичная романтическая композиция, романтический сюжет (город гибнет - статуи летят) и по-классически прекрасные и бесстрастные герои (их не сравнить с героями Жерико).
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Фотолетопись страны. 10 фотографов царской России