История создания некоторых фильмов бывала не менее, если не более захватывающа и драматична, чем сами эти фильмы. К таким относится и ставший культовой классикой легендарный Pakeezah.
Как известно, Шах Джахан построил в честь своей любимой жены Тадж-Махал, а режиссёр Камал Амрохи хотел, чтобы памятником его чувств к Мине Кумари стал его самый амбициозный фильм Pakeezah/ Чистая, который в русском переводе известен под названием «Куртизанка» (что искажает замысел режиссёра и идею его фильма). Ведь Камал Амрохи хотел создать кинокартину, которая была бы достойна Мины Кумари как актрисы, которой он восхищался и его любви к ней как женщине.
Pakeezah рассказывает историю танцовщицы Наргис (Мина Кумари) из Лакхнау начала 20 века, которая влюбилась в сына знатного наваба - Шахабуддина (Ашок Кумар). Однако глава семьи не принял Наргис в качестве невестки и глубоко оскорбил её лучшие чувства. В порыве отчаяния молодая женщина убегает прочь и 9 месяцев живёт на кладбище, а потом умирает при родах дочери, оставив в книге письмо своему любимому Шахабуддину. За девочкой приезжает сестра Наргис — Навабджан (Вина) и забирает её в бордель, дав имя Сахибджан (снова Мина Кумари). И история её матери фактически повторяется. Девочка вырастает в красивую утончённую танцовщицу, таланты которой Навабджан пытается продать подороже. А сама несчастная Сахибджан как и её мать презирает образ жизни в роскошном борделе, считает его пыткой. Днём и ночью она грезит о таинственном незнакомце (Радж Кумар), который в поезде оставил возле неё письмо, воспевающее красоту её прелестных ножек. Ведь для этого незнакомца она была не презираемой обществом танцовщицей, но загадочной и чистой красавицей.
Девушке-танцовщице было запрещено влюбляться. Для таких как она — это грех. Так ей все говорили. Она рождена, чтобы радовать других, это её судьба, и она должна следовать ей. Но Сахибджан предпочла страдать тысячью мук и умирать тысячью смертей, чем жить телом без души и танцовщицей в роскоши без любви. Именно тогда, когда её душа, которая не смогла подавить в себе желание любить и быть любимой, стала готова вынести любимые страдания ради своей мечты и родилась Pakeezah – “Чистая".
Камал Амрохи задумал Pakeezah ещё в 1953 году сразу после выхода на экраны своего предыдущего фильма Daera / Замкнутый круг. Но рассказал о сюжете фильма своей любимой жене - Мине Кумари только в 1955 г. во время их поездки в Южную Индию. Он утверждал, что главную роль должна сыграть только Мина. Он хотел, чтобы фильм дал простор всем граням актёрского мастерства его жены и представил бы её Сахибджан в совершенно разных ипостасях: грустную, жизнерадостную, удручённую, расчётливую, чувственную, показал бы всю гамму её эмоций и глубину души.
Все роскошные внутренние убранства дворцов и особняков, что показаны в Pakeezah были скопированы из родового поместья в Уттар-Прадеше самого Камала Амрохи, который был выходцем из знатного мусульманского рода. Те же окна, люстры, шторы, арки. А образ жёсткого патриарха семьи Шахабуддина был вдохновлён отцом самого Камала Амрохи, также как весь образ жизни и бытовые сцены в большом роскошном наследственном имении. Режиссёр лично делал эскизы всех декораций, руководил движением камеры, выбирал каждый костюм вплоть до браслетов, которые носили статисты. Люстры специально импортировали из Бельгии. А стоимость одних только ковров обходилась в многие тысячи рупий.
Съёмки фильма начались в 1956 г. Он должен был быть чёрно-белым. Но поскольку процесс работы всё больше затягивался, в моду успели войти новые цветные технологии, и Камал Амрохи решил всё бросить и начать заново в новом в формате. Переснимать фильм начали как цветной и широкоэкранный. Но при работе с новым объективом камеры была обнаружена ошибка, что снова затормозило процесс съёмок. Декорации были очень дорогие, масштабные и роскошные. Для воспроизведения исторического колорита эпохи прикладывались значительные усилия. Фильм обещал быть грандиозным зрелищем.
Но в1964 году Камал Амрохи и Мина Кумари расстались из-за взаимных разногласий. Супруги разъехались, но официально не развелись. Фильм к тому моменту был снят более чем наполовину. Съёмки были остановлены. В моменты отчаяния Камал думал о замене Мины Кумари. Он даже пробовал искать новую актрису, но никакая другая в его глазах не была достойна роли Сахибджан, ею могла стать только Мина и никто другой. После долгих мучений он решил если и не отказаться от фильма, то отложить его на неопределённый срок. Ведь Pakeezah был задуман как дань уважения его жене, а поскольку жены больше не было рядом с ним, то и сам смысл создания фильма терялся. Pakeezah – должен был стать гимном любви, и человек с разбитым сердцем не мог его снять.
Многие в индустрии желали завершения этого фильма. Особенно много для этого было сделано Наргис и Сунилом Даттом. Именно они способствовали тому, что Камал Амрохи и Мина Кумари снова начали общаться. Вначале они только обменивались письмами. А потом наконец-то встретились лично. Супруги долго проговорили и даже плакали. На этой встрече было решено возобновить работу над Pakeezah. Режиссёр передал Мине одну золотую гинею в качестве символической оплаты и пообещал, что она будет выглядеть в фильме такой же красивой, как в тот день, когда в первый раз начала сниматься в нём.
Итак, 16 марта 1969 года съёмки вновь возобновились спустя 5 лет и 12 дней. К этому моменту Мина Кумари уже страдала циррозом печени, и её состояние было нестабильным и тяжёлым. И тем не менее она согласилась закончить Pakeezah, поскольку режиссёр твёрдо заявил, что без неё фильма просто не будет. Возобновление съёмок было превращено в грандиозное празднество, и Камал снял целый документальный фильм о прибытии актрисы на студию.
Мина понимала, что жить ей оставалось недолго и хотела завершить съёмки как можно быстрее. Во время работы над последней песней она потеряла сознание. И тогда для съёмок в движении стали использовать дублёршу — Падму Кханна, лицо которой было скрыто под вуалью. Но это была не единственная проблема. Некоторые люди, начинавшие работу над фильмом в 1956 году, такие как оператор Йозеф Виршинг и композитор — Гулам Мухаммед не дожили до 1969 года. Их пришлось заменять другими, что не могло не сказаться на целостности кинокартины и её восприятием зрителем. Кроме того, в 1956 году планировалось, что главную мужскую роль исполнит Ашок Кумар, который к моменту возобновления съёмок был уже в весьма почтенном возрасте. Нужен был другой более молодой актёр. На роль возлюбленного Сахибджан пробовались Дхармендра, Раджендра Кумар и Сунил Датт, но досталась она Раджу Кумару, который смог впечатлить режиссёра своим голосом и интонациями.
От церемонии начала съёмок 16 июля 1956 года и до его выхода на экраны 4 февраля 1972 года прошло целых 16 лет. Грандиозный премьерный показ в центральном кинотеатре Маратха Мандир в Мумбаи был днём ранее. Мина Кумари присутствовала на премьере последний раз в жизни. Радж Кумар — исполнитель главной роли поцеловал её руку, и она села рядом с Камалом Амрохи. Когда после показа все начали хвалить игру Мины, она расплакалась. На следующий день Pakeezah вышел в широкий прокат. К сожалению, не все критики положительно отзывались о фильме. Но зато зрители приняли его очень тепло. А после того, как Мины Кумари не стало 31 марта 1972г., зрители хлынули на него в кинотеатры с удвоенной силой. Всего фильм не сходил с экранов 33 недели подряд. Он получил статус культовой классики на уровня эпоса К. Асифа Mughal-E-Azam/Великий Могол (1960).
Когда телеканал Doordarshan, который в 70-е годы можно было смотреть и в пакистанском Лахоре, начал транслировать показ этого фильма, то тысячи людей устремились в Лахор из Карачи, чтобы увидеть Pakeezah . На каждом углу в Лахоре были толпы, потому что телевизоры устанавливали прямо на улице. Такова была сила экранной магии Мины Кумари.
(с) Падмини (Анна Воронова)