Найти тему
Капитан A320

"Эстафета" и "короткая ночевка" в гражданской авиации. Рассказывает пилот.

Начнем с определения самого этого слова. Эстафета - соревнование, в котором при движении по дистанции спортсмены сменяют друг друга, передавая при этом предмет - эстафетную палочку.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А при чем тут тогда авиация? А вот при чем! Представьте рейс, например, Москва-Иркутск-Москва. Сколько он займет времени? От Москвы до Иркутска лететь примерно 5-6 часов. Логично предположить, что и обратно столько же (на самом деле чуть больше из-за преобладающих западных воздушных течений). Итого: 6+6 = 12 часов. Добавим час перед вылетом, час на стоянку в Иркутске (высадка пассажиров и багажа, заправка самолета, загрузка новых багажа и пассажиров) и еще полчаса после посадки в Москве. Итого уже набегает: 1+6+1+6+0,5 = 14,5 часов. Ранее я уже упоминал, что у нас есть строгие ограничения по рабочему времени и эти 14,5 часов в них ограничения никак не вписываются. Так как же быть? Представьте, что пилоты это - спортсмены, а самолет эстафетная палочка! Из Москвы в Иркутск летит один экипаж, в Иркутске он передает самолет новому экипажу и уже новый экипаж возвращает самолет в Москву. Вот тут возникает два вопроса - откуда в Иркутске взялся второй экипаж и куда девать первый? На самом деле на эти вопросы ответ один. Экипаж, прилетевший из Москвы отправляется в гостиницу, там он отдыхает и набирается сил. А завтра принимает самолет от нового экипажа прилетевшего из Москвы и улетает обратно. Вот такая схема работы и называется эстафетой.

Какие плюсы в этой схеме? Не нужно планировать усиленные экипажи (с дополнительными пилотами), большой остаток рабочего времени экипажа при прилете в аэропорт назначения (что позволяет уйти на запасной, там переждать погоду и все-таки долететь до цели), возможность экипажу полноценно отдохнуть (ровно сутки). А где же живут экипажи? А живут они в обычной гостинице, например в Иркутске это самая центральная гостиница на букву А. Кстати, подсказка - бортпроводниц имеет смысл охмурять не на борту, а именно там.

Теперь все то же самое, но от первого лица (так понятнее) - приезжаем на работу к 00:00 часов 1-го числа, вылетаем из Москвы в 01:00. Около 11-12 дня 1-го числа (по местному времени) мы в Иркутске сдаем аэроплан и валим из аэропорта. Весь день в нашем распоряжении - можно спать, можно гулять, можно сгонять на Байкал, можно тупо обжираться омуля. Единственное что нельзя - это алкоголь. Вечером спокойно ложимся спать и дрыхнем сколько сможем. А 2-го числа часам к 12 дня нам нужно ехать в аэропорт принимать самолет. Вылет из Иркутска около 13 часов по местному времени, а 2-го числа в 15 часов по Москве (разница с Иркутском 5 часов) можно уже ехать домой! На самом деле неплохой рейс - налет за сутки примерно 12 часов, при этом не приходится в полете бороться со сном, особенно на обратном пути. Вот так.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А вот плохой вариант называется "короткая ночевка" - и придумать гаже уже кажется невозможно.

Вы когда-нибудь видели рейсы в Москву в 4-5-6 часов утра из не таких уж и далеких от нее аэропортов? Наверняка видели! А задумывались ли вы, откуда в 5 утра появился самолет с экипажем в... ну, пусть в Нижнем Новгороде? Наверняка не задумывались. От Москвы лететь около часа, то есть, чтобы вылететь из Нижнего в 5 утра, нужно прилететь туда в 4. Соответственно, из Москвы вылететь в 3 часа ночи. Сами понимаете, что пассажиров на такой рейс много не наберется. Гораздо лучше вылететь из Москвы часов в 10-11 вечера и через час быть в Новгороде. Вот так обычно все и делают - это удобно для пассажиров, а следовательно выгодно для авиакомпаний. Но вот экипажи...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Смотрите сами - вылет в 23 часа, значит явка в 22. В 00 часов - посадка. А в 4 утра - явка на утренний рейс в Москву. Что же предлагается делать экипажу с 0 часов и до 4? Разумеется топать в гостиницу и спать. Отсыпаться. Дрыхнуть. Отдыхаааать!

Ведь в самом деле - изумительный же отдых! В 0 часов посадка, пока то да се, да плюс дорога до гостиницы (хоть 10 минут, но это тоже время!), да выпить хотя бы чаю... Раньше часа ночи спать не ляжешь. Но даже когда лег - вставать-то через 3 часа! Умыться, побриться (ладно, пилот может быть и небрит, но девушкам бортпроводницам нужно выглядеть идеально, а макияж за 30 секунд не сделаешь), выпить хоть кружечку кофе. Часа на все это с трудом хватает. А в 4 утра - уже нужно быть в аэропорту! То есть даже если вы умеете засыпать моментально, дольше 3-х часов поспать не получится. Вот это и есть "короткая" ночевка. Потрясающее, восхитительное, изумительное и волшебное изобретение!

Вот и выкраиваются лишние минуты сна - можно поспать в самолете. Неудобно, толком не отдохнешь - но зато на час дольше.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А самое главное, что эти мучения приносят два часа налета. То есть зарплата за такую веселую ночь совсем невелика.