Доступ волонтеров в учреждения социальной сферы
Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты РФ, общий порядок взаимодействия волонтеров, организаторов волонтерской деятельности и волонтерских организаций с государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы должен быть основан на методических материалах, разработанных Министерством экономического развития РФ.
Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем, а планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется специально назначенным координатором по работе с волонтерами. Этот сотрудник решает с добровольцами все текущие вопросы и координирует их деятельность в учреждении. Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца в процессе их взаимодействия фиксируются гражданско-правовым актом – соглашением учреждения с добровольцем.
Учреждение может привлекать добровольцев самостоятельно или с помощью партнерских общественных, некоммерческих организаций. Согласно рекомендациям Минэкономразвития, организация работы добровольцев в учреждении должна состоять из двух фаз – подготовки и сопровождения. Подготовка включает в себя проведение собеседований и отбор волонтеров, обучение, согласование обязанностей и полномочий, а также заключение соглашения. Сопровождение волонтеров заключается в консультировании, оказании помощи в разрешении конфликтов, организационных и технических проблем, реализации интересов и потребностей добровольцев, а также их поощрении.
За безопасность волонтеров отвечает координатор и руководство учреждения. Добровольцы не могут быть допущены к работе, требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования, в ночное время (если это не оговорено соглашением), в места повышенного риска (например, риска травматизма), без инструктажа по технике безопасности, без средств индивидуальной защиты (если это необходимо), без специальной подготовки для работы с клиентами учреждения, имеющими психические нарушения и девиантное поведение. Кроме того, волонтеры не могут быть допущены к исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения.
В любом случае перед посещением государственного учреждения волонтеры должны ознакомиться с распорядком дня, правилами санитарно-гигиенического и пропускного режима заведения. После этого представитель учреждения, который координирует волонтеров, должен рассказать им о подопечных, их потребностях и обговорить время, когда добровольцы будут приходить. Также перед каким-либо мероприятием учреждение может попросить волонтеров предоставить списки с именами добровольцев и их паспортными данными.
Региональные порядки взаимодействия с организаторами волонтерской деятельности и добровольческими организациями, основанные на рекомендациях Минтруда, должны быть разработаны до 1 февраля 2020 года.
Общие требования к порядку взаимодействия любых государственных и муниципальных учреждений с волонтерами описаны в постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425. Существуют и региональные документы о взаимодействии с волонтерами. Например, в Москве действует регламент о взаимодействии детских социальных государственных учреждений города и НКО, а в Санкт-Петербурге действует положение об организации и использовании труда добровольцев в государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Доступ волонтеров в образовательные организации
Посещение волонтерами образовательных организаций регламентируется соглашением, которое учреждение заключает с добровольческой организацией. Соглашение – обязательное условия взаимодействие, его необходимость прописана в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425. В каждом конкретном случае устанавливаются свои договоренности между госучреждением и добровольцами.
Чаще всего добровольчество в образовательных учреждениях осуществляется через волонтерские центры, они есть во многих российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Некоторые появились накануне крупных международных событий вроде Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу, другие – по инициативе активных студентов и преподавателей.
Помимо работы со своими волонтерами-студентами центры могут привлекать добровольцев со стороны. Например, волонтерский центр МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает волонтеров из других вузов, школьников и добровольцев «серебряного» возраста.
У Ассоциации волонтерских центров есть программа по развитию студенческого волонтерства «СВОИ». Благодаря ей студенческих волонтерских центров должно стать больше, а эффективность деятельности добровольцев в разы возрасти. Лучшие волонтерские инициативы будут тиражировать на всю страну, а участники волонтерских центров смогут выносить свои предложения на федеральный уровень и включаться в деятельность рабочих групп при федеральных ведомствах.
Доступ волонтеров в организации сферы здравоохранения
В 2019 году Министерство здравоохранения РФ утвердило приказ N 96н «Об утверждении порядка взаимодействия федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь».
В приказе говорится, что взаимодействие учреждений сферы здравоохранения с волонтерами осуществляется в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1425. Согласно приказу Минздрава, учреждения должны сообщать о готовности к взаимодействию и имеющихся потребностях на своих сайтах. До начала волонтерской деятельности в учреждении организаторы такой деятельности предоставляют учреждению списки добровольцев с их именами и данными документов, удостоверяющих личность. Для взаимодействия учреждения и волонтерской организации необходимо заключить соглашение, где прописаны виды добровольческих работ, условия осуществления волонтерской деятельности и допуска волонтеров. Все детали прописываются в соглашении в каждом конкретном случае.
Волонтерская деятельность в организациях сферы здравоохранения ведется на основании статьи о соблюдении врачебной тайны (это статья 13) федерального закона N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
В целом здесь к добровольцам предъявляют те же требования, что и при посещении социальных учреждений. Добровольцы не должны иметь судимостей или находиться под следствием, а также иметь какие-либо инфекционные заболевания. Перед посещением учреждения рекомендуется изучить ст. 351.1 Трудового кодекса РФ – в ней прописаны правила занятия трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания.
Если волонтер помогает медперсоналу при инвазивных вмешательствах, он должен быть студентом медицинского вуза или колледжа. Такие волонтеры обязательно должны пройти предварительный медосмотр и быть вписаны в штатное расписание учреждения.
Весной 2019 года министерство совместно с федеральным центром поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья министерства, а также общественным движением “Волонтеры-медики” разработало общие методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья в регионах.
Читайте также:
Волонтер «красной» зоны: сама переболела COVID-19 и пошла спасать людей