Найти тему
Научно о каратэ

Ката в традиционном каратэ.

КАТА-суть «форма» или «образ» - обусловленная, выдержанная по времени, ритму, энергетическому рисунку (накопление, контроль и применение КИ) последовательность защитных и атакующих действий, объединенных законченной конкретной тактической и стратегической идеей (БУНКАЙ), для реализации которой необходимо знать, понимать и применять технические, психологические и философские принципы данного боевого искусства.

КАТА - есть форма тренинга и путь к координации духа и тела, способ выражения своей личности в боевом искусстве, метод изучения и передачи от учителя к ученикам основ и секретов боевого искусства.

Бой с воображаемыми противниками в КАТА, предполагающий высочайший психический контроль происходящего -
это ваш личный бой и это ваш личный поиск победы над противниками с помощью конкретных технических приемов и возможностей, предоставляемых данной ФОРМОЙ. Только в таком смысле нужно и можно говорить о реалистичности КАТА, и только тогда практика КАТА в боевых искусствах представляет практическую ценность.

Основные моменты в практике КАТА:

Для начинающих это:

- правильная практика дыхания;
- соблюдение геометрии стоек;
- баланс;

- осанка;
- гармоничность движения;
- следование ЭМБУ-СЭН;
- соблюдение уровней атакующих и защитных действий;
- Дзансин;
- КИМЭ (фокусировка физической и психической составляющих), КИАЙ.

В общем смысле это:

Рэйги - этикет.

-соблюдение ритуала

-эмоциональная стабильность

-собранность и готовность - ёй-но кисин

Вадза - техника.

- строгое, точное соблюдение базовых принципов и техники - ката

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ:

Синки-дзё:тай - психологическое состояние.

-способность к самообладанию, самоконтролю при психическом напряжении

-незакрепощённость сознания на отдельных деталях

Тати, камаэ - стойки и позиции.

-создание и удержание постоянного и крепкого контакта с опорой

-сохранять правильную геометрию стоек и характерное для каждой стойки

расположение центра тяжести

-контроль оптимальной базы стойки

-контроль мышечного напряжения характерного для каждой стойки

-сохранять оптимальный угол разворота тела

Сисэй - осанка.

-контроль и удержание вертикальной оси тела

-оптимальное мышечное соединение частей тела

-удержание плеч в естественной позиции

Угоки - движение.

-инициация движения давлением на опору

-гармоничное исполнение всего хода движения(координация движения рук, ног,

туловища)

-сохранение баланса

-соблюдение траектории (техники) и необходимой длинны перемещения

-непрерывность движения (техники) при рэндзоку-вадза использование энергии

предшествующей техники для начала последующей

-контроль перемещения центра тяжести

Сисэн - взгляд.

-направление взгляда в сторону движения и выполнения техники

-периферическое зрение (не концентрация взгляда на отдельных деталях)

Тикарадзуёса, сокудо - сила и скорость.

-использование контакта с опорой

-координация базовых движений тела

-контроль правильности напряжения и расслабления

-скорость и усилия мышц при выполнении техники должны быть точно сбалансированы

Вадза - техника

Мышечный контроль.

-одновременное и скоординированное использование сокращения мышц, необходимых

для выполнения техники

-использование опоры для инициации действия

-правильная форма техники и траектория удара

-сохранение правильных углов в коленных и голеностопных суставах при

выполнении техники ног

-сохранение баланса

Акцент удара.

-контроль и удержание контакта стоп с опорой в момент акцента удара

-смещение центра тяжести в направлении удара

Блокирование.

-положение локтевого сустава по отношению к телу

-оптимальное мышечное соединение

Кимэ- фокусировка

-мгновенная концентрация физических и психических усилий для выполнения

техники

Кокю: - дыхание.

-координация дыхания с требованиями техники

-рациональное дыхание при рэндзоку-вадза

-концентрация при выполнении техники и высвобождение ки (внутренней

энергии) -КИАЙ

Дзансин - «сохранить сердце»

-полная психическая и физическая концентрация, готовность к действию

(постоянная готовность)

Угоки - движение.

-соблюдение направления движения присущее данному ката - эмбусэн

-возврат в исходную точку котай-но ходзи (для ката которые того требуют)

-соблюдение длинны, типов и качества перемещений, баланса

-непрерывность - «текучесть» техники

Бункай - понимание сути ката

-знание и умение демонстрировать принципы и технику ката

-соответствие атакующих и защитных действий требованиям ката

-мысленная визуализация(представление) противника - тякуган

Хё:си - ритм

-точное следование ритму ката - тикара-но кёяку

-контроль напряжения и расслабления - тай-но синсюку

-разделение быстрых и медленных движений - вадза-но канкю:

-разделение активных и пассивных элементов - ин-ё

Кокю: - дыхание.

-координация дыхания с требованиями техники и ката.

-2

Понравилось? Не забудьте подписаться и поставить 👍