Закрытие сезона открытой воды в этом году получилось очень насыщенным и интересным. Уральская погода крайне не предсказуема и на намеченные выходные выпал снег. Да не просто припорошило слегка, а завалило сугробами. Но как гласят легенды для суровых Челябинских дайверов снежные покровы это лишь потеха. И вот мы с бадди уже мчим по заснеженной дороге, радуясь как дети возможностям своих полноприводных автомобилей к заветному карьеру, который стал уже любимым и почти своим.
Экодом ! В белом плену он смотрится еще загадочней и мрачней, но мы не унываем, ведь на этот раз погружение должно быть оправдано на все 100. Неделей ранее сюда приезжали наши друзья из другого дайв клуба, те кто впервые нашел и рассказал о затопленном вагоне. Они вновь отыскали вагончик по старым следам и привязали к двери бутылку, которая плавая на поверхности указывала точное местонахождение рэка. Мы знали о ней и приехали специально, закрыть сезон погружением на вагон, поиски которого мы вели уже пол года. Пусть мы его так самостоятельно и не нашли, но и не мы были его первооткрывателями. Нам с лихвой хватило тех находок, что попадались нам в течении этого времени.
Так как снегом сильно завалило лесную дорогу, решили входить в воду с понтонов, удобней, проще и есть домик сухой в котором можно комфортно переодеться. Паркуемся, приветствуем хозяев базы и потихоньку перетаскиваем оборудование на понтон. Снега действительно много, очень скользко, прохладно, но как свежо. Время 10 утра, рыбаков еще нет, полнейшая тишина, хочется просто находится здесь и наслаждаться этими моментами.
Затащив все в домик, начинаем сборку в спокойной обстановки под разговоры о жизни и разных семейных делах. Ставлю регулятор на баллон, открываю, 160 бар. Матерюсь, меняю баллон, 170 бар. Матерюсь еще больше. На этот раз мы забивали баллоны с Вадимом в разных местах, я там же где всегда, он в другой компании. Ребята меня заверили, что все ошибки исправили и все два раза проверили, по 200 в каждом баллоне, но видимо опять где то не досмотрели. Как позже оказалось, это у них проблема с оборудованием для забивки. Беру второй баллон бадди, подключаю, получаю заветные 210, настроение снова поднимается. На улице тем временем потеплело и начинается мелкий дождик.
Надеваем скубы, заходим в воду. Температура воды 6 градусов, вокруг сугробы, ты в воде, идет пар, потрясающие ощущения. На всякий случай действуем по инструкциям айс дайвинга. Кипяток в термосы, на воздухе не дышим из регуляторов и тд, хоть температура воздуха и +1, но общее впечатления зимнего погружения.
Первоначально по плану мы думали пойти к бутылке по компасу, опуститься на 2–4 метра и пройтись под водой, но войдя в воду наши планы немного поменялись. После снегопада видимость упала практически до нуля. Может метр с копейками. Пробное погружение на 3 метра, выставили компас, начинаем движение, крайне не комфортно, поднимаемся и решаем дойти до нее на ластах.
Спокойно намахивая ногами и болтая дальше о жизненных неурядицах мы прибываем к заветной точке. Отмотали не мало, практически на противоположный берег. Зависаем тут и отдыхаем, все таки выматывает передвижение по поверхности воды, да еще и против ветра. Осматриваем бутылку, веревку, которая уходит в глубь. Где то там тот самый вагон, цель совсем близка, осталось ее достичь. План погружения прост, спускаемся смотрим, поднимаемся. Главная задача увидеть сам объект со спокойной душой закрыть на этом сезон. Условия погружения довольно суровые, решили без дополнительных заплывов.
Знак большим пальцем вниз, ответ ОК, погружаемся. Три метра, идем на против друг друга по веревке, видимость 2 метра, вода темная. Проходим отметку 5 метров, на веревке узелок, вагона не видно. Шесть метров, сознание начинает рисовать всякие устрашающие картины по поводу того, что предстоит увидеть. Немного страшно, кажется что сейчас из кромешной тьмы резко появится огромный старый вагон, не уютно. Смотрю на бадди, понимаю, что он думает точно так же. Семь метров, видимость улучшается и я вижу под собой край платформы к которой привязана веревка. Восемь метров и я нахожусь прямо над крышей вагона, Вадим маячит фонарем, все Ок, отвечаю, что все отлично. Все мое внимание переключается на вагон. Делаем пробный заход по крыше, видимость лучше, около 3 метров, но темно, только с фонарями. Глубина по крыше 8,5. Длинна вагона ориентировочно метров 8–10. Ширина метра 4. Сверху есть квадратная пробоина, скорей всего просто сгнило железо. Пройдя круг по крыше, возвращаемся в исходную точку.
Спускаемся по правой стороне на дно и начинаем обходить вагон по кругу. Видно, что он очень старый. По середине окно, открытое, откинутая створка. Свет фонаря пробивает темноту внутри, виднеется колесо от мотоцикла, какой то старый двигатель, куски проводов. Проходим дальше, кое где рэк поврежден и имеет пробоины. С торца как и положено, находится прицепное устройство. Переходим на другую сторону, тут уже две створки и большая сдвижная дверь, но она закрыта на засов. Заглядываю в первое окно, снова запчасти и большой моток проводов, внутри легкий хаос, ощущение как будь то заглянул в подводную лодку, а не в заброшенную сторожку склад, какие трубы, детали, конструкции. Осматриваем дверь на предмет может быть какой то таблички, знака, ничего. Второе окно, заглядываю внутрь, становится понятно, что вагон мусором разделен на две части, вторая более свободна и менее захламлена. Плывем дальше, если дать глазам привыкнуть и убрать фонарь, то открывается вид вокруг. Это песчаный пустырь, окруженный валунами, кое где виднеются какие то трубы или доски по дну, в целом место довольно спокойное и не нагоняет жути. Противоположный прицепному устройству торец имеет дверь, которая сломана и лежит рядом, вход в вагон здесь открыт и заплыть внутрь есть возможность, но стоит ли это делать, думаю вряд ли. На какой то момент зависаем с напарником тут, осматриваемся и вместо привычных знаков Ок, протягиваем руки друг к другу для рукопожатия. В глазах читается, да мы сделали это. Пусть находка не наша, пусть мы тут далеко не первые, но этот вагон был не то что целью увидеть именно кучу этого затопленного железа, а скорее неким фактором того, что поставив перед собой задачу, мы справились с ней как единая команда, достигли того момента к которому так долго шли. Это наша личная маленькая победа. Решаем пройти еще один круг для закрепления материала, видимость ухудшается и от того, что намутили слегка сами и от того, что на поверхности усиливается волнение воды. Начинаем подниматься. С каждым метром тьма окутывает вагон все сильнее и вот сверху начинает пробиваться свет, а внизу уже ничего не видно, лишь ходовой конец напоминает о том, что под нами интересный объект из прошлого. Бадди идет чуть выше, я немного задерживаюсь вглядываясь в толщ воды, раздумывая, что когда то тут были рабочие, техника, велась разработка, сейчас это лишь рыбное хозяйство и только не многие вещи напоминают о прошлом этого карьера. Глубина 4 метра, компьютер показывает, что можно выходить, поднимаю голову, а надо мной в 10 сантиметрах зависла огромная форель. Вадим светит в нее фонариком, а та даже не стесняется, тыкаю ей пальцем в белое брюшко, не охотно, но отплывает в сторону. Вода с каждым днем становиться холоднее, рыба слегка заторможена, готовиться к подледному периоду.
Мы оба под впечатлением от погружения, делимся эмоциями, страхами, наблюдениям , обсуждаем увиденное. Тем временем пошел зимний дождь. Начинаем возвращаться к берегу, 15 минут ходу. Выбираемся на понтон измотанные, но как всегда счастливые как дети. Разбираем оборудование, переодеваемся и уже не торопясь наливаем по кружке горячего чая, рассаживаемся удобно на стульях и молча наблюдаем за карьером.
В этом году он показал нам много интересного, неожиданного, пугающего. Он сплотил нас как команду, научил преодолевать свои внутренние страхи и подавлять беспокойства. Подарил много положительных эмоций. Сезон был не простым, но крайне насыщенным. В планах на будущий год закрепить все пройденные здесь дайв сайты, сделать нормальный ходовик к вагону и проложить интересные маршруты. Сделать хоть мало мальскую площадку для сбора оборудования на противоположном берегу. Пройти новые, еще не изведанные участки водоема.
Считаю, что сезон открытой воды был закрыт на отлично. Следующие отчеты уже будут скорей всего с айс дайва, но надеюсь не менее интересные.