После трехлетнего перерыва вернулись дефицитные бюджеты. В этом году – 4,4% ВВП, в будущем – 2,4% ВВП.
Главные виновники разрыва между доходами и расходами – коронавирус и весеннее обрушение цен на нефть. Однако итоги исполнения бюджета-2019, подведенные в Госдуме на прошлой неделе, наглядно показали, что государство собирает слишком много бюджетных доходов, которые в полной мере потратить не способно. Потом в правительстве удивляются, почему темпы роста ВВП не достигают обещанных президенту показателей.
В 2019 г. в федеральный бюджет было запланировано собрать 20,2 трлн руб. (18,3% ВВП), потратить – 18,214 трлн руб. Профицит изначально должен был составить почти 2 трлн руб. (1,8% ВВП). Однако, по данным председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, план по доходам был перевыполнен на 1,1 трлн руб., а вот по расходам – сорван.
1,121 трлн руб. так и остались в казне, не поступив в экономику. В результате, как считает Кудрин, темпы роста ВВП в 2019 г. упали по сравнению с предшествующим годом с 2,5 до 1,3%. Конечно, дело не только в избыточной бережливости правительства Дмитрия Медведева. Были и другие правительственные шаги, сдерживающие рост. Например, в прошлом году ставку НДС с 18% повысили до 20. В Минфине с удовлетворением подчеркивали, что это дополнительно принесло в казну более 600 млрд руб. Только зачем были нужны эти деньги, если правительство так и не потратило вдвое большую сумму? Совершенно непонятно, почему при этом были недофинансированы, соответственно, на 252 млрд руб. и 236 млрд руб. бюджетные разделы «национальная экономика» и «национальная оборона».
Предложения правительства повысить НДС, кстати, критиковались в экспертном и бизнес-сообществах, да и в той же Счетной палате. Указывали именно на сокращение в результате этого шага темпов роста. Прогноз оказался, к сожалению, верным.
Но дело не только в НДС. В целом растет налоговая и тарифная нагрузка на экономику, несмотря на обещания не утяжелять фискальный пресс. При этом почему-то совершенно не движется с места приватизация, которая ежегодно, по прогнозу СП, может приносить в бюджет до 300 млрд руб. Для сравнения: последняя мобилизация доходов должна добавить в 2021–2023 гг. 270 млрд руб. за счет повышения ставки НДПИ. В 2019 же году от приватизации, по словам Кудрина, получили всего 4,2 млрд руб. И это притом что еще в 2018 г. в послании президента Федеральному собранию было указано на излишнюю госсобственность.
Остаются проблемы с эффективностью бюджетных расходов. Сейчас главный критерий эффективности – уровень реализации 40 госпрограмм, в которые направляется большая часть запланированных расходов. Однако, как указывает СП, пока еще трудно оценить их успешность, так как многие показатели Минэкономразвития не публикует.
Совсем тяжелая ситуация складывается с Федеральной адресной инвестиционной программой. В 2019 г. четверть запланированных объектов так и не были сданы. Почти 200 млрд руб. остались надолго замороженными.
Конечно, ряд вышеизложенных проблем сейчас активно решается новым правительством под руководством Михаила Мишустина. Но пока ключевые проблемы реализации бюджетной политики остаются. И прежде всего речь идет об излишней налоговой нагрузке, сопровождаемой срывом планов бюджетных расходов.