«Что делать, когда тебя критикуют? Я сильно теряюсь в такие моменты: не знаю, что ответить, как себя вести и в результате просто молчу, потом сильно переживаю в течение нескольких дней. А ведь часто знаю, что критика была необоснованной, а мне было что сказать в опровержение. Просто ступор какой-то наступает, и я молчу».
Вопрос задал старшеклассник, но проблема такая знакома и многим взрослым людям. Давайте ее обсудим?
Рада приветствовать вас, уважаемые читатели канала "Семейный психолог"!
Действительно, наше общение с разными людьми может приносить нам не только удовлетворение, радость, но нередко оно сопровождается ощущением неловкости, смущения, смятения. Потому что излишняя прямолинейность и даже грубость собеседника бывают неожиданными для другого человека, который не привык к подобному способу обмена информацией и сам является примером доброжелательности.
А иногда один в открытую провоцирует другого на ответный «удар» в подобной своей собственной манере поведения. Речь идет о недостаточно воспитанных, грубых людях, которых молчаливое согласие собеседника «заводит еще больше» и они откровенно начинают хамить. Как быть старшекласснику, задавшему вопрос, и любому взрослому, оказавшемуся в подобной ситуации?
Известный успешный бизнесмен Стив Джобс поделился своими правилами реагирования на критику, которые полезны при деловых переговорах и любом взаимодействии с другими людьми, а в свое время внесли положительный вклад в успех знаменитого предпринимателя.
1. К критике стоит быть готовым, предвидеть ее. Полезно представлять, что может вызвать критические замечания со стороны и получить возможность продумать ответ, который может поразить собеседника. В результате вы повысите свой статус в глазах коллектива, а также и собственную самооценку.
2. Признайте свою ошибку. Не всегда ведь критика беспочвенна, а ошибки, замеченные со стороны, позволят нам не допускать их в будущем. Конечно, стоит сразу признавать такие недочёты. А еще хорошо добавить, что «на ошибках учатся все, а недоразумения происходят из-за большого объёма работы».
3. Перед тем, как ответить, возьмите паузу хотя бы 5-10 секунд. Если отвечать на резкую и необоснованную критику сразу, высоки риски вспылить и сказать что-то лишнее. Короткая пауза позволит вам разумно сформулировать достойный ответ.
4. Лучше дать неоднозначный ответ. Совсем необязательно отвечать на критику жёстко. Например, если коллега, интересуясь личной жизнью, намекает или напоминает о неудачах, можно сказать, что работа забирает уйму времени, зато это приносит хорошие плоды.
5. Хорошо отвечать с дружелюбным началом. Можно показать свое уважение к критикующему человеку и подготовить его к своему неожиданному ответу: «задача была действительно сложной, но в ваших словах есть доля правды».
Такие простые правила общения с конкурентами или любителями критики позволят получить уважительную реакцию собеседников и заслужить доверие окружения.
Полезно также знать, Что делать, когда на вас давят - 4 техники противостояния манипулятору
Будьте убедительными и успешными коммуникаторами! Начните прямо сейчас - поделитесь своим мнением!