Найти тему
Некукольный театр

О моём любимом дирижёре — Теодоре Курентзисе

Творец, который даёт кислород, ничего не требуя взамен.

Фото Stephan Rabold
Фото Stephan Rabold

С Теодором Курентзисом я познакомилась совершенно случайно — муж прислал видео, где маэстро давал интервью и дирижировал. Его жест флейтам попал мне прямо в сердце: для исполнительницы со стажем такой показ вступления был верхом совершенства. Во время игры флейтист дышит и берёт звук именно так, как показал рукой и пальцами Курентзис. Более точного жеста я в жизни не видела. При таком показе, кажется, невозможно не сыграть великолепно.

Потом я иногда слышала о маэстро: он приехал руководить оркестром в провинциальную Пермь, был на передаче у Познера, его обсуждали в прессе...

Фото Константина Долгановского
Фото Константина Долгановского

Вернулась к Теодору Курентзису я недавно. Тянулся холодный осенний вечер, не хватало общения с умным увлечённым человеком. Внезапно я вспомнила о дирижёре, который покорил меня своим жестом. Начала искать информацию в Интернете.

-3

Теперь каждый вечер стараюсь найти статью о нём или посмотреть видео его выступлений на Ютубе. Сначала читала разное, но быстро поняла, что жёлтая пресса и слухи мне неинтересны, гораздо увлекательнее — интервью самого творца и мнения музыкантов, с которыми он работал или работает.

Вчера смотрела небольшой репортаж в свободной форме: Курентзис ехал в машине, гулял по улице и рассуждал на английском обо всём, что его волнует. Приятно, что я понимала основные слова и часто верно улавливала смысл его фраз (не зря прошлым летом занималась с преподавателем иностранного языка по скайпу).
-4

Видела, как его оркестр без стульев играл увертюру к «Женитьбе Фигаро» Моцарта. По себе знаю, гобоистам стоя извлекать звук гораздо легче, чем сидя. Некоторые скрипки буквально танцевали. Аутентичные инструменты (раньше не обращала на это внимания) звучали не хуже и не тише, чем современные. Дирижёр просто горел энергией. А музыка...

Фото Антона Завьялова
Фото Антона Завьялова

Теодор Курентзис говорит, что очень любит деревья — они дают кислород, ничего не требуя взамен. Музыка, которую он с оркестрантами творит, была — тот самый кислород. Она не сбивала с ног, но справиться с ней было невозможно. Она не была тяжёлой, грубой. Она обхватывала зрителей со всех сторон и погружала в океан чистого воздуха, дышать которым мы совершенно не привыкли.

Фото Daniel Hanterramskogler
Фото Daniel Hanterramskogler

Потом всё закончилось. От музыки не осталось послевкусия или впечатления. Осталось впечатление от ощущения собственного тела, лёгких, восторга души, который я переживала во время звучания увертюры. Не знаю, был ли это Моцарт с точки зрения знатоков его творчества. Но я уверена, Вольфгангу Амадею такое исполнение понравилось бы.

У меня было впечатление, что это я стала на короткое время Моцартом, пережила весь этот звуковой восторг и счастье, которое теперь могу записать на нотную бумагу, чтобы другие разделили со мной чудо — жить и радоваться жизни.

Фото Patricia Neligan/SWR
Фото Patricia Neligan/SWR
-8

PS: Все фотографии взяты из открытых источников