Творец, который даёт кислород, ничего не требуя взамен.
С Теодором Курентзисом я познакомилась совершенно случайно — муж прислал видео, где маэстро давал интервью и дирижировал. Его жест флейтам попал мне прямо в сердце: для исполнительницы со стажем такой показ вступления был верхом совершенства. Во время игры флейтист дышит и берёт звук именно так, как показал рукой и пальцами Курентзис. Более точного жеста я в жизни не видела. При таком показе, кажется, невозможно не сыграть великолепно.
Потом я иногда слышала о маэстро: он приехал руководить оркестром в провинциальную Пермь, был на передаче у Познера, его обсуждали в прессе...
Вернулась к Теодору Курентзису я недавно. Тянулся холодный осенний вечер, не хватало общения с умным увлечённым человеком. Внезапно я вспомнила о дирижёре, который покорил меня своим жестом. Начала искать информацию в Интернете.
Теперь каждый вечер стараюсь найти статью о нём или посмотреть видео его выступлений на Ютубе. Сначала читала разное, но быстро поняла, что жёлтая пресса и слухи мне неинтересны, гораздо увлекательнее — интервью самого творца и мнения музыкантов, с которыми он работал или работает.
Вчера смотрела небольшой репортаж в свободной форме: Курентзис ехал в машине, гулял по улице и рассуждал на английском обо всём, что его волнует. Приятно, что я понимала основные слова и часто верно улавливала смысл его фраз (не зря прошлым летом занималась с преподавателем иностранного языка по скайпу).
Видела, как его оркестр без стульев играл увертюру к «Женитьбе Фигаро» Моцарта. По себе знаю, гобоистам стоя извлекать звук гораздо легче, чем сидя. Некоторые скрипки буквально танцевали. Аутентичные инструменты (раньше не обращала на это внимания) звучали не хуже и не тише, чем современные. Дирижёр просто горел энергией. А музыка...
Теодор Курентзис говорит, что очень любит деревья — они дают кислород, ничего не требуя взамен. Музыка, которую он с оркестрантами творит, была — тот самый кислород. Она не сбивала с ног, но справиться с ней было невозможно. Она не была тяжёлой, грубой. Она обхватывала зрителей со всех сторон и погружала в океан чистого воздуха, дышать которым мы совершенно не привыкли.
Потом всё закончилось. От музыки не осталось послевкусия или впечатления. Осталось впечатление от ощущения собственного тела, лёгких, восторга души, который я переживала во время звучания увертюры. Не знаю, был ли это Моцарт с точки зрения знатоков его творчества. Но я уверена, Вольфгангу Амадею такое исполнение понравилось бы.
У меня было впечатление, что это я стала на короткое время Моцартом, пережила весь этот звуковой восторг и счастье, которое теперь могу записать на нотную бумагу, чтобы другие разделили со мной чудо — жить и радоваться жизни.
PS: Все фотографии взяты из открытых источников