Уже пару раз упоминала в статьях блога, что от культа православия, в который меня крестили когда-то, я далека. Но вера у меня всё-таки есть, и некоторые культы и течения мне близки. Не одно, не два, а, кажется, немного больше. Стало любопытно покопаться и понять, кто я, если хожу в буддийский храм, живу по Колесу года, смешиваю славянские и скандинавские магию, верования и традиции, при этом уважаю шаманизм и тотемизм.
Хотя буддизм - это не совсем религия, там нет богов - есть Будды и Бодхисаттвы. Скорее это - философия. Но ее суть мне близка и понятна - есть страдание, есть его причины, способы избавления от страдания и достижения просветления (нирваны) и составляют основу буддийского течения. Буддизм так же имеет несколько течений, есть построже, есть помягче, в России распространен тибетский буддизм - это Бурятия, Тува и Калмыкия. Но общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
Основное отличие этого учения от прочих, христианского, например - в отсутствии Бога как творца и личности, понятий души и искупления грехов, ересей, общих для всех школ догматов, абсолютной преданности, а главное - нет жесткого деления на верных и неверных. Буддизм не запрещает исповедовать какую-то религию кроме себя и допускает следование какому-то верованию, помимо себя, если догматы буддизма при этом не нарушаются. Буддийская толерантность как она есть. От себя скажу, что в храм на службу зайти может любой человек, в любой одежде (разумеется, без мини-юбок, микрошортиков, декольте, неопрятного, грязного и рваного одеяния), и вся обстановка внутри ощущается как очень доброжелательная. Ты пришел, и это хорошо, проходи, садись. Мне спокойно и легко на всех хуралах, нет давления или гнета сверху, Поток идет чистым и ярким, а монахи поражают силой энергетики и концентрацией на этом самом Потоке, держа и направляя его для прихожан дацана. Правда, к слову, не все могут это ощутить и зарядиться на службах.
Википедия подкинула мне материал о неоязычестве и его течениях. Возможно, частично я могу назвать себя так, и мне приятно слышать, что люди все больше обращаются к чему-то еще, кроме слепой веры в православие.
Неоязычество - новые духовные учения и практике, на базе реконструированных новых или без базы вообще. Суть этого - в обращении к древним корням и возрождении забытых ритуалов и верований.
Нашла одно научное определение неоязычества, процитирую его - «общенациональная религия, которая искусственно создаётся городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения „национальной духовности“».
Самыми известными течениями тут я бы назвала Викку, Асатру и славянское неоязычество.
Викканство - почитание природы, ее циклов и ритма, то самое Колесо года, поклонение Рогатому богу (иногда его зовут Кернуннас) и Триединой богине. Ритуальные магия, обряды и Викканская мораль тоже входят в это учение.
Виккане стремятся к обретению восьми основных добродетелей - это радость, почтение, уважение, человечность, сила, красота, мощь и сострадание. Виккане полагают, что нельзя ни на кого влиять без его согласия с помощью магии - привороты, любовные заговоры, черное венчание, ага! - поскольку это воздействие только вредит. Есть и Закон Троекратного Возвращения - все сделанное тобой вернется в тройном размере. Это касается и добрых, и злых деяний. Есть утверждение, что ведьмы не вредят никому, потому что все, созданное природой, есть нечто священное, и нанесение вреда означает оскорбление священной природной искры в каждом из нас.
Асатру - учение на основе верований скандинавов, живших до появления христианской религии. Последователи этого течения старательно возрождают и хранят религию предков, веря в божественные силы природы и чтя скандинавскую мифологию. Люди - венец духовного творения, существующие в единении с богами через природу. В людях живет божественная сущность, и она соприкасается с миром и богами. Понятий первородного греха и спасения в Асатру нет, равно как нет и четкого стабильного однообразного понятия добра и зла. Культовые священные магические практики - рунические.
Кстати, я нашла информацию, что в 2013 году в Санкт-Петербурге была основана легальная община Асатру.
Славянское неоязычество - культ, в основу взявший древние верования славян и вознесение почестей Перуну, Велесу, Даждьбогу, Мокоши, Леле и прочим богам-покровителям. Самая крупная группа здесь - родноверы, но есть и другие группы и общины. Многие конфликтуют друг с другом и не признают кого-то из "соседей" по культу. Кто-то из родноверов не лезет в политику, а кто-то агрессивно пропагандирует идею превосходства арийской расы и общую избранность славян. Кое-кто считает признанную мистификацией Велесову книгу сродни Библии. Среди славянских неоязычников есть и бажовцы (живут на Урале, почитают его как Шамбалу и поклоняются уральской покровительнице, Хозяйке Медной Горы), и сторонники Русского Ведизма, и Общество Нави, она же Гностическая Церковь Белой Расы - очень агрессивное, попахивающее фашизмом объединение.
Славянское язычество - традиция прерванная, до нас дошли только его обрывки, поэтому его возрождение носит творческий характер. И пусть среди неоязычников-славян много агрессивных нацистов, это течение старается защитить традиционную культуру от попыток американизации, борется за бережное отношение к окружающей среде и ее защиту, ратует за здоровый образ жизни, физические упражнения, народную медицину.
Неплохо так нырнула в религии, культы и современные религиозные течения, да? Тут главное - не утонуть, выбрав верное направление. И не попасть в секту, которых тоже расплодилось много, как грибов после дождя. Но впрочем, разговор о сектанстве - это уже совсем другая история. Не менее увлекательная, кстати.
Выбирайте духовный путь себе по сердцу и будьте в нем счастливы.