Найти тему

Дом под Глобусом

Пусть эпиграфом при знакомстве с очередным краковским зданием-шедевром нам сегодня послужит небольшое шуточное стихотворение Светланы Сениной:

Твой мужчина порывист? Горяч?
Не пугается бед, неудач?
Восклицает: «Я Вам
Брошу мир весь к ногам!»? -
Восхищайся! (но глобус припрячь…)

Улыбнулись? Ну а теперь, сохраняя эту улыбку и не теряя бодрого расположения духа, пожалуйте за мной на Баштовую Улицу. Глобус, который мы там увидим, отнюдь не прячется. Нет, он наоборот гордо возвышается над соседними крышами, шпилями и деревьями, будто бы примагничивая к себе сотни восторженных взглядов. Ну что ж, разумеется, эта бронзовая земная модель (хоть и очень условная) может себе позволить так важничать: это она формирует местную панораму, служит ориентиром и отдаёт своё имя зданию, на котором находится — Дому под Глобусом!

Глобус
Глобус

Дом под Глобусом
Дом под Глобусом
Вид сверху
Вид сверху
Вид с угла
Вид с угла

Наш кирпичный франт и большой трёхэтажный щёголь (по-другому не назовёшь) появился здесь в одну из самых прекрасных эпох в развитии архитектурного облика Европы (историки так и называют это время: бель эпок, а искусствоведы именуют его модерном, сецессионом или югендстилем). Мы остановимся, пожалуй, на слове модерн. Как по мне, это было на данный момент последнее стоящее направление в искусстве, дальше пошла деградация). Но вернёмся к нашему дому. Его строительство началось в 1904 году, а закончилось в 1906. К этуму времени Краков уже успел обзавестись электрическим освящением, узкоколейным трамваем, железной дорогой, фабриками, телефонными аппаратами и даже первыми автомобилями. Одно новое благо цивилизации тут же сменялось другим. Развивалась промышленность и расцветала торговля. И вот тогда два талантливых архитектора Франц Мончинский и Тадеуш Стрыеньский, скульптор Константин Ляшчка и Художник Иосиф Мехоффер создали для торгово-промышленной палаты дом — отражение, дом-квинтессенцию, дом-ностальгию своей эпохи. Взглянем поближе:

-5

Прежде всего наш взор притягивает знаменитый вышеупомянутый глобус - символ победы человеческого гения над окружающим его миром природы. Нам как будто хотели сказать: взгляните! Это не дом занимает крошечный пиксель на круглом боку гигантской планеты, нет, это сама планета вынуждена балансировать на изящзном шпиле, застывшем на крыше жиляща самого быстрого импульса, что только есть во вселенной — импульса человеческой мысли!

К сожалению, внутренности башни Дома под Глобусом, находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии. А жаль: глобус мог бы нам послужить хорошей обзорной площадкой. Но, кто знает, может быть, в будущем всё изменится.

Башня и часовой механизм изнутри
Башня и часовой механизм изнутри

Вид из глобуса
Вид из глобуса

Прямо у края башни свесились вниз, насмешливо глядя на парк и улицу, две водосточных трубы, сделанных совершенно не по-краковски в виде птичьих голов (в нашем городе эта деталь гораздо чаще изображает драконов).

Водосточная труба в виде попугая
Водосточная труба в виде попугая

Два очень изящных бронзовых попугая раскрыли клювы и будто бы неподвижно замерли над старинной крышей. Но зато прямо под ними больше ста лет непрерывно идет движение. В 1905 году здесь были установлены механические часы, которые с того времени не останавливались ни разу.

Часы
Часы

Что ещё можно увидеть в верхней части нашего здания? Если мы чуть-чуть обойдём его, то со стороны Длугой Улицы мы заметим огромный медный корабль. Тоже 1905 года рождения.
- Странно, - скажете вы, глядя на него, - ведь в ту эпоху уже можно было плавать без парусов. Да и часы заводить было бы куда проще при помощи электричества.

Корабль на фасаде
Корабль на фасаде

Но в том, пожалуй, и прелесть модерна (не путайте с модернизмом. В этом коварном термине прячется слово «низ», что как-бы намекает). Щёголь-модерн всегда жил настоящим, но не забывал о традициях. В науке, пожалуй, главная сторона — пркатичность, в искусстве же — красота. Корабль на стене не несёт никакой, кроме эстетической, функции. А если так, почему бы ему не облечься в прекрасные медные паруса!

-11

Вход в здание со стороны Длугой Улицы украшают аллегорические скульптуры, олицетворяющие промышленность и торговлю и, будто бы приглашающие распахнуть стоящие между ними двери.

А, распахнув их (внимание: сделать это можно лишь тогда, когда они открыты официально, то есть в день открытых дверей, который, нет-нет, да и устраивает находящееся за ними издательство или, если совсем нет терпения, вежливо попросив об этом охранника и секретаршу). Так вот, пройдя внутрь, можно увидеть старинную лестничную клетку, украшенные локомотивами и параходами витражи, и - самое главное — великолепно расписанный одним из талантлевейших художников города зал, названный в его честь Залом Иосифа Мехоффера. Кстати, над потолком этой комнаты кроется железо-бетонная конструкция — одна из первых в Кракове.

Лестница
Лестница
Витражи
Витражи
Главный зал
Главный зал
-15

Потолок
Потолок

Изначально сие торжественное помещение должен был декорировать Станислав Выспяньский (автор росписей и витражей Францисканского Храма), но, несмотря на одобрение своего проекта, автор не принялся за него по причине болезни. Но это лишь официальный повод. На самом деле он не хотел размещать здесь кокое-либо изображение австрийского императора Франца Иосифа. Выспяньский мечтал о свободной Польше. И тогда роспись зала доверили его искусному коллеге. Как показало будущее, не зря: Иосиф Мехоффер превзошёл даже самые смелые ожидания своего заказчика.

Роспись стен в зале можно поделить на три части. В нижней народные мотивы перекликаются с латунными деталями, а в двух верхних радуют глаз затейливые геометрические и цветочные узоры. Мехоффер замечательно чувствовал цвет и очень ловко сочетал краски. На плафоне размещены восемь ярко написанных змей, извивающихся средь павлиньих перьев.

Плафон
Плафон

А на передней стене находится полихромия «Укрощение четырёх стихий». Человеческий гений представлен в виде нагого юноши, подчинившего все природные элементы, изображенные в виде женщин с соответствующей атрибутикой.

-18

Мебель и подсвечники, которые также можно увидеть в этом зале, тоже проектировал И. Мехоффер.

Латунные детали
Латунные детали

А изображение Франца Иосифа в 1918 г., к великой радости С. Выспяньского, если б он был тогда ещё жив, заменили белым орлом.

Оглядев Зал Мехоффера, снова выйдем на улицу. Со стороны парка Планты на углу дома видны небольшие арки. Они появились здесь в 1953 году для облегчения пешеходного движения, ибо в Кракове, как вы знаете, очень узкие тротуары. С 2006 года за этими арками функционирует книжный магазин, названный также в честь главного архитектурного украшения здания. Здесь иногда проводятся встречи со знаменитыми авторами, например, такими, как Славомир Мрожек или успевшая вырости и стать писательницей девочка в красном плащике из единственного цветного фрагмента фильма «Список Шиндлера» - Рома Лигоцкая.

Дом под глобусом на старой открытке
Дом под глобусом на старой открытке

Вот такой он — наиболее яркий представитель краковского модерна. В 2014 году дом прошёл реставрацию, принарядился, поправил кружевные манжеты ажурных решёток и привёл в порядок главное украшение - глобус на шляпе-башне, чтобы смотреться на краковском архитектурном параде не хуже зданий, предпочитающих узкое готическое платье, пышное барочное одеяние или строгий романский фасон. Он выступает в качестве утонченного и нарядного персонажа, знающего толк в сочетании старых традиций и новых изобретений. Он приосанился, ободрился, весело заблистал терракотовым цветом свежеощищенных от старой копоти тёплых кирпичных стен, и теперь очень самовлюлённо любуется время от времени суетно проплывающим в стёклах трамваев трепетным отражением. Правда, хорош?

П.С.: Не все фотографии, прикрепленные к этой записи сделаны мной. Некоторые были позаимствованы у замечательного краковского фотографа, виртуоза и гения своего дела - Павла Кшана.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц