Что мы знаем о гражданском подвиге? На войне это понятно, пули свистят, враг наступает, люди проявляют героизм. А, что в гражданской жизни? Иногда в средствах массовой информации появляются скромные заголовки, что кто-то проявил героизм и спас тонущего или вывел людей из пожара. Это происходит в наши дни. А ведь проще пройти мимо, есть настоящие спасатели это ведь их работа спасать. А что же было раньше? Допустим не пятьдесят лет назад а сто девять? И больше века назад наши соотечественники проявляли героизм в гражданской жизни.
Человека совершившего подвиг зовут Виктор Мамонтов. Виктор был самарским актёром играл в театре драмы. 1 января (03 февраля по новому стилю) 1911 года в городском театре шла пьеса-сказка Евгения Чирикова «Лесные тайны», «стилизованная в духе «мистериальных действ». В пьесе обыватели перевоплощались в мистических существ, Лешего, Фавна, Бабу Ягу. Соответственно артисты одевались под стать персонажу в костюмы.
Артист Г. Нератов, игравший Лешего — лесного сторожа, закуривая папиросу, уронил спичку на разбросанные на сцене листья, которые быстро воспламенились. Артист нагнулся, чтобы потушить огонь, и на нем загорелась одежда. На помощь к нему бросился игравший Фавна артист Мамонтов. И ему удалось это сделать, но в этот момент загорелся его собственный костюм (по другой версии, буфаторская борода), и пламя быстро охватило артиста. В партере началась паника. Опасаясь, что загорятся декорации и начнется пожар, многие, давя друг друга, бросились бежать по узкому проходу. А Мамонтов, стараясь уйти подальше от декораций, страдая от сильнейших ожогов, с огромным трудом добрался до своей гримировочной. За кулисами в это время был Н.И. Собольщиков-Самарин. Увидев горящего, словно факел, Мамонтова, он схватил свою шубу и с помощью подоспевших актеров и сотрудников потушил огонь. «Не растерявшиеся пожарные своевременно принятыми мерами прекратили начавшийся пожар… Спектакль пришлось отменить. Артист Виктор Мамонтов с ожогами помещен в Плешановскую больницу».
«Артист Мамонтов, обгоревший в театре, умер, не перенеся полученных ожогов», - так писали самарские газеты.
Похороны трагически погибшего «артиста и героя» состоялись в субботу, 5 февраля, на Всехсвятском кладбище при большом стечении народа. Некоторые очевидцы определяли число участников в 7000 (!) человек. Похороны были настолько многолюдны, что вызвали конную полицию, дабы развеять толпу, — боялись ходынки…
Городскою управой поставлен вопрос об оказании пособия сестре артиста, обучавшейся в Харькове. С 1911 года и более двадцати лет, до середины тридцатых годов ХХ века, фойе городского театра украшал огромный портрет Виктора Мамонтова с надписью: «Погибшему за други своя…».