Мой маленький отзыв на "Ведьмака", в целом, как явление. Давно его написал, несколько лет назад, после прочтения всех книг и прохождения первой игры, но не знал, куда выложить- для ВК слишком длинно, для какого-нибудь Фикбука в разделе "рецензии"- коротко, про Самиздат и тем более АТ я тогда не знал. И так он у меня валялся где-то на телефоне. С тех пор обзор пережил небольшие правки, но в целом, не сильно изменился.
Несколько мнений по книгам "ведьмачьей" серии А. Сапковского.
Внимание! Отзыв является моим личным мнением, и не претендует на последнюю истину. А посему- сохраняем адекватность и спокойствие, а представителей секты Святого Ведьмака прошу заранее приготовить заправленные пеной огнетушители, будет горячо :)
Недавно ради интереса я решил поиграть в "Ведьмака", 1 игру из известной игротрилогии от студии CD Projekt. Поначалу не ожидал чего-то особенного, думал, так, очередное игрофэнтези с очередным брутальным героем-меченосцем,- первый раз что-ли? Да еще на старинном (хоть и интересном) движке от NWN, разок пробежаться и все... но, нет. Игра приято удивила- мало того, что оказалась очень качественно исполненной, но еще и крайне интересной сюжетно! Не без недостатков, конечно, (но в какой игре их нет?), но в целом все вышло очень достойно. Прошел за несколько дней на одном дыхании, она того стоила. Разработчики- супер-молодцы, выложились на все двести, и явили миру истинный шедевр! В этой игре было прекрасно почти все- графика, анимации, игровой процесс, музыка, локации- трудно было поверить, что такую красоту можно было сваять на чуть подшаманенной "Авроре" и оставалось только восхищенно удивляться.
Было там, конечно, и нескольких некритичных, но досадных моментов- например, персонаж категорически не умел прыгать, из-за чего даже забор высотой по колено приходилось оббегать десятой дорогой, а еще доступного оружия и брони в игре было крайне мало. Но на фоне достоинств это так, не стоящая внимания мелочь... В связи с этим я закономерно заинтересовался книгами, на которых была основана игра. Решил прочесть. А вот с книгами результат оказался весьма спорный. Первые две части- 'Меч Предназначения' и 'Последнее желание' оказались действительно во всех отношениях интересными, шикарными произведениями, и я прочитал их с удовольствием, мысленно благодаря автора за такое прекрасное литературное творчество, (и переводчика, он тоже молодец). Хочу заметить, почему-то считается, что "Ведьмак"- это так называемое "славянское фэнтези". Могу уверенно заявить, что две первые книги- это чуток переделанные в шуточно-глумливом ключе и дополненные пикантными подробностями западноевропейские сказки, от славянства там только названия городов, чудовищ, имена персонажей, да и то не везде и местами. Следующие книги... Оказалось, что ранний и поздний Сапковский- это два совершенно разных писателя в теле одного человека. Дальше началось сплошное обломинго.
Начиная с 'Крови эльфов', бал правит лютый, бессмысленный и беспощадный, адский мега-трэш. И чем дальше по книжной серии, тем более взмывал ввысь градус неадекватности. Нет, я не про банальные кровь-кишки-какашки, которыми обильно покрыта ВСЯ ведьмачья серия, это далеко не главная проблема. Ведь даже самую ужасную трагедию, если умело ее изложить, можно подать читателю так, что он будет плакать от переживаний, но отнюдь не плеваться. В то время как тут- именно так, чем дальше заходил сюжет, тем дальше же мне хотелось блевануть. Чем дальше, тем только больше становилось тотальной грубости, пошлости, бессовестности, общей все увеличивающейся бессмысленности, нелогичности событийного ряда, и действий многих персонажей, с каждой книгой на читателя обрушиваются еще большие тонны цинизма, совсем уж низкопробной пошлости, фатальной безнадеги и разъедающей, кислотной ненависти всего к всему, отчего и интересность сюжета медленно но верно сходила на нет. Вот уж точно, час презрения, час забвения, и еще чего-то там в том же духе.
Я долго надеялся, что все это- временная необходимость сюжета для создания атмосферы. В первых двух книгах и компьютерной игре, которые мне понравились, эти моменты тоже встречались, но в умеренных дозах, не портящих общее впечатление. Я с трудом дочитал серию до конца, прям как те мыши, что грызли колючий кактус, из единственного серьезного мотива- узнать, чем же вся эта лихо закрученная бодяга закончится, ну и из стремления понять, как писать не надо... Первые две части этого блока, начиная с 'Крови эльфов' я читал еще более-менее с интересом, хотя уже начиналось смутное ощущение, будто я- сантехник, меняющий унитаз, то дальше, образно говоря, я полностью погрузился в роль ассенизатора. В первых двух книгах автор был осторожен. То же самое касается и игры, видимо, разработчики сами больше ориентировались на 'раннего Сапковского', чем на 'позднего', (и спасибо им за это огромное). Он, видимо, не знал, как читатели отреагируют на резко вываленные на страницы горы кондовой чернухи, и, долго добавлял в свою вселенную трешачины по-чуть-чуть, но не преступал запретную черту, которую чувствует каждый писатель. Но, удостоверившись, что искушенного читателя не особо смущают кишки, пи-пи и ка-ка, начал чудить по-полной и без каких-либо тормозов. Я, кончено, понимаю, что Сапковский честно, от души старался создать атмосферу падшего мира, катящегося в пропасть, своеобразного 'фэнтезийного апокалипсиса сегодня', 'города без надежд'.
Так вот, он очень сильно перестарался. Ибо жизнь всегда доказывала, что даже в самые темные и ужасные времена, когда повсюду паскудство, и кажется, что вот он, скорый конец и надежды уже нет, в мире все равно есть место для добра. За примерами далеко ходить не нужно. У нас тот самый настоящий 'час презрения', без дураков был в 90-е годы. Я тогда был еще мал, но все же не туп, и запомнил их достаточно хорошо. И уверенно могу сказать, что даже тогда, когда самым трудным способом жить был обычный честный труд, а самым легким способом подняться над другими и обустроить свою жизнь- пойти на преступление- даже тогда, при зашкаливающем обилии двуногой сволочи на квадратный километр и отсутствии любых четких нравственных ориентиров, хорошие люди, способные вести себя достойно несмотря ни на что, все равно никуда не делись, не вымерли насовсем, и большей частью выстояли и выжили. Так же было и во время Великой Отечественной, Гражданской войны и других трудных периодов нашей истории, когда мы балансировали на краю пропасти. Скажете, Сапковский поляк и у них все по-другому? Если и так, то не настолько- земля круглая, и все люди, если не считать мелких деталей, примерно одинаковы. Несмотря на нечеловеческие испытания и трудности, независимо от эпохи, веры, политики, государственной принадлежности и географического положения, в мире всегда находилось место для героизма, мужества, милосердия, сострадания и любви (в смысле высокого чувства, а не банального желания оттрахать, как могли подумать некоторые). А вот в мире Сапковского для всего этого, для бесценных, святых идеалов, без которых общество людей становится пустой, никчемной биомассой, места, похоже, нет.
В абсолютном большинстве случаев. И это самый главный промах, куда более ужасный, чем любая банальная пошлятина. А читать про похождения никчемной биомассы, даже если она остроумно шутит и шикарно размахивает мечом,- увы, не очень-то интересно. Когда надежды героев пусты, принципиально неосуществимы и им на деле не за что сражаться, пустым становится и само произведение, которое превращается в типичную лит-рпг с единственной мотивацией "прокачать перса". Основная проблема серии в том, что там просто некому сопереживать. Все персонажи и даже сам мир с каждой новой страницей вызывает чувство жесткого отторжения, ты читаешь, и понимаешь, что у этого мира надежды нет. Все, что хочется с ним сделать- это столкнуть его с десятикилометровой долгопериодической кометой, и дать ему второй шанс. И даже Геральт с друзьями на фоне этого всеобщего отвязного сатанинского бала отнюдь не кажутся лучиками правды и надежды в темном царстве- максимум, тянут на отрешенных наблюдателей, очарованных странников, в большинстве случаев способных на благородный поступок, только если совсем уж припечет их любимые, персональные попки... Из действительно положительных персонажей я с трудом могу припомнить лишь одного- отшельника Высоготу, да и тот плохо кончил, на беду свою связавшись со стервой Цириллой. Такое ощущение, что автор специально вставил его в книгу для еще большего усиления контраста с окружающим 'полным песцом'. Кончено, со временем 'герои' слегка очищают свои доспехи от ржавчины, но глобально ничего не меняется. Образно говоря, если бы во 'Властелине Колец' на месте Арагорна был Геральт, он бы или сразу послал Гэндальфа со своими хоббитами куда подальше, или максимум согласился бы присмотреть за ними в обмен на телегу с золотом :-), и плевать, что темный властелин Саурон собрался захватить мир, да кого это волнует?..
Так же хочу отметить странную ненависть автора к простому народу, особенно деревенским жителям. Такое впечатление, что пана Сапковского в детстве побили деревенские, и это он так мстит. Селяне и простые горожане изображены в 'Ведьмаке' таким напрочь безнадежным, тупым серым быдлом, что мама не горюй, батя не лупи... При том, что аристократы, купцы, короли, чиновники, маги и прочие сильные мира у него в большинстве своем- если и не хорошие люди, то хотя бы просто не плохие, с которыми можно иметь дело, и которые имеют хотя бы базовые понятия о чести и достоинстве. В то время как в жизни все было куда сложнее, а чаще и вовсе наоборот, ведь власть над себе подобными и обладание большими материальными благами, чем у подчиненных легко вводят человека в разврат и вымывают хорошее из души, а с чего развращаться простому смертному, у которого жизнь-вечная тяжелая работа и дом? Ему б выжить да ноги не протянуть. Обычному крестьянину просто нет ни времени ни дела до всех этих глупостей, описанных у Сапковского, вроде кровавой арены, за которую еще и платить надо, (любой нормальный крестьянин или городской работник лучше посидит вечерком в придорожной таверне за копеечным пивом да послушает менестреля, ну, максимум, с кем-нибудь подерется или проиграет в кости свои штаны, но не более того). А вспомните описанное Геральтом задание на поимку дриады для сексуальных утех, от которого ведьмак, естественно, в простой и ясной форме отказался? (это уже из разряда совсем куку). Особенно убил лагерь для беженцев, где стихийно организовавшиеся кметы завели порядки, по сравнению с которыми самый звериный капитализм грустно курит за уголком. В то время как в жизни селяне наоборот, большей частью солидарны и привыкли помогать друг другу в трудный час, поскольку это вопрос выживания. Скорее, наоборот, господа-феодалы, боящиеся потерять свои земли и капиталы, привыкшие при первой возможности подсиживать и обманывать друг друга, чтоб захватить еще больше, легко бы устроили такие порядки. Зачем такое крестьянам- непонятно. Но, у Сапковского все наоборот, он же гений, ему виднее...
Когда я дочитал примерно до середины серии, у меня создалось стойкое ощущение, будто Сапковский вступил в тайное взаимное соавторство с небезызвестным Ником Перумовым- уж больно похожим все более с каждой книгой становился способ повествования, формирование персонажей и их характеров, побудительные мотивы окружающих и ход сюжета в целом. Между сагой о Ведьмаке Сапковского и Войной Мага Перумова можно поставить если не знак равенства, то очень большого сходства. Кто читал обе серии- сам найдет множество забавных совпадений. Или это просто мода такая была во времена написания серии о Ведьмаке?
Еще момент. Как минимум две последние части автор зачем-то сделал по стилю изложения похожими на исторический роман. Причем на такой солидный, тяжеловесный, и офигенно пафосный, наподобие 'Огнем и Мечом' Сенкевича. вопрос- зачем??? Лучше это книгу не сделало, лишь прибавило нудности, и той разновидности пафоса, которая вместо того, чтобы восхищать, раздражает. Тому же послужила сознательная мешанина во временных отрезках сюжета, где историк пару строк назад уже старый и без руки, рассказывает внукам о своих приключениях, а строкой вперед еще молодой, воюет в стою с пикой с жуткострашными нильфами... С трудом можно не запутаться во всей этой мешанине, напрочь убивающей динамичность сюжета. Автор явно попутал жанры, и забыл, что фэнтези- отнюдь не исторический роман, и этот 'высокий штиль' идет ему, как седло корове. Особенно на фоне дурно пахнущей горы из кишок, какашек и сальных шуточек.
Второй момент. В последних книгах автор зачем-то скрестил свою сагу о Ведьмаке, уже и без того катящуюся по наклонной, с легендами о короле Артуре. Все тот же вопрос: ну зачем??? Решил сделать свой сюжет многоплановым, вне рамок ограничений собственной литературной вселенной? Ход смелый, но бесполезный. Увы, это лишь внесло еще больший сумбур и отвлекло от основной линии сюжета.
Третий. 'Ведьмачья' серия здорово повеселит тех, кто в школе дружил с географией и историей- многочисленными копирками с нашего, земного мира и аллюзиями на родную, земную политику аж первой половины 20-го века. Фэнтезийные культуры тут беззастенчиво списаны с реальных, подвергнутые лишь минимальной ретуши. Ну а что? Перумов слизал почти без изменений древнеримскую тему для своей Мельинской Империи, а Сапковскому, нельзя так же, что ли? Вот только если Перумов (заслуженно) считается фриком, то Сапковский- уважаемый писатель. Политические события- прямая калька с Первой Мировой, последовавшего недолгого перемирия, Мюнхенского Соглашения, Пакта Молотова- Риббентропа, и начавшейся вслед за ней Второй Мировой Войны, разве что в книжной серии все это сильно сжато во времени. Эльфы и краснолюды, которых регулярно чмырят по всей ведьмачьей литературной ойкумене в основном за то, что они не люди- вместо евреев. Темерия и окрестные княжества-королевства- это, есесно, иносказательная Польша и другие западнославянские страны, Редания, несмотря на славянский декор, очень похожа на Британию, Нильфгаардская империя- это такой коллективный Сталиногитлеросултанленд, беспощадный гибрид СССР, гитлеровской Германии, османской Турции, и, внезапно, Голландии (и если с тремя предыдущими все ясно- типичный польский взгляд на то, кто всегда во всем виноват во веки веков, но чем пану Сапковскому голландцы не угодили- вопрос на миллион оренов:). Ах, да, Ковир с Повиссом забыл- лопнуть мне на месте, если это не аллюзия на американские Соединенные Штаты (опять же, декор опускаем, смотрим в суть образа). Может, и попытка слегка превратить свою последнюю книгу в исторический роман- оттуда же, в излишней скопированности фэнтезийного мира с родного земного? Достойны ли солидного писателя такие выкрутасы? Это ведь отчасти изощренная пропагандистская манипуляция сознанием читателей. Сложно сказать. Каждый рассудит для себя сам. Но, как это ни странно, пока в мире ведьмака не затрагивалась вплотную политическая тема, этот мир был более живым и оригинальным, чем когда она появилась во всей красе и вся эта гора отсылок на реальный мир не стала мозолить глаза, давая понять, что ты читаешь уже не самостоятельный фентези-роман, а переведенную на фентези-манер извращенную историю периода Второй Мировой войны. Превращение ведьмачьей серии из 'камерной', компактной истории ведьмака Геральта в 'глобальную' во главе с Цириллой и закрученными вокруг нее политическими штормами, увы, сделали серию тем, во что она выродилась.
И еще. Я понимаю, что гэльский язык малоизвестен, и пройдет за язык эльфов благодаря своей певучести и таинственной непонятности. Он же там научный язык- заместо латыни. Но, в поздних книгах тут и там появляется... Латынь! Опять же, как язык науки и чародейства, только латынью не называется. Откуда в фэнтезийном вымышленном мире, не имеющему прямого отношения к земному, латынь? Медики-попаданцы с Земли занесли? Еще один вопрос на миллион.
И, справедливости ради, все-таки нельзя сказать, будто вышеописанный блок серии, начиная от 'Крови эльфов', кончая 'Владычицей Озера', плох совсем безнадежно. В ней, если мысленно отринуть кровь-кишки-какашки, политическую ангажированность и прочую пошлятину, все равно хватает интересных моментов, хитроумных находок, красивых описаний, разумных и остроумных мнений, которых, кстати, здорово недостает в книжках того же Перумова. Вот только жаль, что они напрочь утонули в общем море тотальной чернухи, которое по одному ему ведомым причинам нагромоздил автор. А ведь на сагу о Ведьмаке, которая уже считается весомой, значимой серией в жанре, вольно-невольно будут равняться следующие поколения писателей фэнтези, примерно так же, как на Толкина и Говарда равнялись те, кто писали двадцать-тридцать лет назад. И это довольно грустно. Если 'Ведьмак' окажет существенное влияние на умы и вдохновение писателей фэнтези, жанр может прийти в упадок- книжек будет полно, а читать будет нечего, примерно так же, как это уже случилось с современным детективом. Да собственно, это уже происходит- посмотрите на ту же распиареную из каждого утюга 'Игру Престолов'- это еще большая лажа, чем второй блок саги о Ведьмаке, которая аккумулирует в себе все те же недостатки, возводя их в еще больший культ. Пару лет назад решил прочитать книгу Джорджа Мартина (ПЛиО)- не смог, блеванул на первой трети и удалил- ибо (как и в случае со второй половиной ведьмачьей серии), Мартин написал очень хорошо... но лютую чушь. Сериал по мотивам даже не собираюсь смотреть, так как... а смысл, если там я увижу примерно то же самое но на экране? Надеюсь, глобально до этого не дойдет, а будущие писатели все-таки смогут научиться отделять мух от котлет...