Александра Петровна,
супруга великого князя Николая Николаевича (Старшего)
Удивительная женщина с печальной судьбой. О ней я также услышал по телевидению, и также хотел бы ярче осветить её жизнь, да только никак не удаётся объять хотя бы частичку необъятного. Ну так хотя бы обращу внимание читателей на то, что была такая женщина.
Рассказ о судьбе Александры Петровны произвёл на меня сильнейшее впечатление. Равно как и поведение её супруга.
Вот ведь как показательно!.. Три родных брата, сыновья Николая I – государь Александр, великие князья Константин и Николай – в какой-то момент охладели к своим законным супругам и жили, по сути, открыто со вторыми, неофициальными жёнами, которых, судя по всему, искренне любили (насколько, конечно, об этом можно судить из дня нынешнего)…
Самая тяжкая, как мне видится, судьба из этих трёх отставленных жён выпала именно Александре Петровне, в девичестве принцессе Ольденбургской. В результате выстроенных против неё козней законной жене пришлось отселиться из своего дворца, уступив его любовнице мужа – танцовщице, девице целеустремлённой, напористой, умевшей добиваться своего.
Чтобы больше не возвращаться… Оценивая ту или иную жизненную ситуацию, происшедшую, что тысячу лет назад, что вчера, мы автоматически становимся на сторону одной из сторон. Рассказывая о судьбе Александры Петровны, я вполне естественно рассматриваю ситуацию с её точки зрения. Но если взглянуть на те же события глазами той танцовщицы, они виделись бы несколько иначе: у безвестной и безродной девушки едва не с самого дня общества появился шанс вырваться на принципиально иной уровень социальной лестницы, и обеспечить будущее – своё и своих детей!.. И для этого всего-то и нужно: соперницу подвинуть в сторону, затем выжить её из дворца, а потом и вовсе из страны – история может привести сколько угодно схожих, лишь в деталях разнящихся, случаев.
И тут куда больше возникает вопросов не к женщинам, а к великому князю… Помните реплику бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»? «Имеешь любовницу – имей, сейчас все имеют любовниц»… Цинично сказано, ну да ладно. Однако как Николай Николаевич обошёлся с супругой, это, по большому счёту, недостойно его статуса.
Не перестану повторять: нам сейчас упорно втюхивают представление о том, насколько благородны и высокоморальны были представители российской знати в том же XIX столетии; и особенно царственные Романовы. Но вот реальная судьба конкретной женщины. Подчеркну: одной из трёх жён царственных братьев.
Сначала Александре Петровне приходилось мириться с ситуацией, когда весь свет знает об открытой связи мужа с дансеркой. Потом ей пришлось освободить для безродной соперницы дворец. Ну а затем с ней приключилась загадочная история, которая предоставляет основания предполагать покушение на её жизнь со стороны мужа или его окружения – карета, в которой ехала великая княгиня, на скорости вдруг развалилась, и женщина вывалилась на мостовую. Парализованная из-за повреждённого позвоночника, она уехала за границу, на Афон. Вернуться на Родину ей разрешил только Александр III – как известно, достойный семьянин.
Александра Петровна до конца дней своих проживала в полюбившемся ей Киеве, где основала Покровский монастырь, в котором и обосновалась. При монастыре она организовала первоклассную больницу с рентгеновским кабинетом – едва ли не первым в Киеве.
Именно в этом монастыре с ней свершилось чудо – на протяжении долгих лет остававшаяся парализованной, после истовой молитвы иконе Божьей Матери она в какой-то день смогла встать с инвалидного кресла.
Время, время, где его взять, чтобы подробнее поведать о благих делах этой женщины?..
К слову, первый в отечественной истории Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич (Младший) – её сын.