Френсис Форд Коппола вошел в историю как легендарный режиссер, заложивший основы Нового Голливуда. Он снимет более 200 фильмов, станет шестикратным лауреатом премии «Оскар» и двукратным обладателем главной премии МКФ в Каннах. Первой сенсацией стал фильм «Крестный отец».
В ленте «Крестный отец» зрителей поразил облик мафии – защитников тех, кто к ней обращался за помощью, людей с устойчивой семейной жизнью ( мафия следила за нравами своих подопечных) и жестоких убийц всех, кто встал на ее пути. Показ фильма сопровождали длинные очереди и давка у кассы, во время одной из них даже было совершено ограбление.
Трудно поверить, но поначалу от съемок «Крестного отца» отказались все режиссеры студии «Paramount Pictures» . Копполе нехотя пришлось браться за этот проект. Угрозы уволить режиссера звучали постоянно во время съемок: студия привыкла к тому, что гангстерское кино – это кино экшен и не могла видеть как фильм превращается в драму со множеством диалогов. Но исполнитель роли крестного отца актер Марлон Брандо заявил: «Уберете Копполу, я тоже уйду» и этого было достаточно.
Вопреки мнению студии, первая часть ленты «Крестный отец» произвела эффект разорвавшейся бомбы: вложив всего 6 миллионов долларов студия получит прибыль свыше 280 миллионов.
Копполой был выигран автомобиль Мерседес на пари со студией «Paramount Pictures». Руководители студии сказали ему, что, если «Крестный отец» соберет определенную сумму, они найдут новую машину для съемок. После того, как «Крестный отец» стал самым кассовым фильмом всех времен, Коппола и Джордж Лукас выбрали «Мерседес», продавцу пришлось выставить счет «Paramount Pictures».
Руководство студии , как то не учло, что еще до работы на этой студии, режиссер сумел показать себя уверенным режиссером студии Кормана. Коппола, при знакомстве с Корманом, выдал себя за знатока советского кино. В студии ему доверили перемонтаж советских фильмов – сказки «Садко» и фантастики «Небо зовет». Коппола перемонтировал эти ленты, включил в нее эпизоды, доснятые студией, дублировал на английский язык, написав диалоги, не имеющие ничего общего с оригиналом.
С 1962 по 1972 год Коппола работал в студии Кормана, где снимались ленты класса Б и формировалось радикальное кино «разочарования и протеста» . Он реализовал себя как сценарист (получив за сценарий «Паттон» свой первый «Оскар» ), как продюсер, обеспечил успех первых лент Джорджа Лукаса, на фестивале в Сан – Себастьяне его фильм «Люди дождя» получил главный приз, обойдя ленту «Кроткая» Р. Брессона.
Но и на студии «Paramount Pictures» , после успеха ленты «Крестный отец», Коппола не спешил снимать его продолжение. В 1974 году он снял пророческий фильм «Разговор». Лента вышла на экраны за несколько месяцев до Уолтергейского скандала, закончившегося отставкой президента страны Ричарда Никсона. Причина – подслушивающие устройства в штаб - квартире Демократической партии США.
Режиссер интуитивно почувствует приближение этих событий и будет снимать не только в Сан – Франциско, но и в Вашингтоне, там, где была расположена штаб – квартира демократов.
По сюжету фильм «Разговор» детектив об эксперте по прослушивающим устройствам. Записав по заказу крупного бизнесмена беседу некой парочки, гуляющей по площади, герой нарушает главное правило — не совать нос в дела заказчика — и пытается предотвратить убийство, которое, как ему кажется, вот-вот должно произойти.
«Разговор» снимался одновременно как «паранойя-фильм». Ситуация, раскрывающаяся в ленте, объединяет агрессию мира с безумием. Критика сразу же разглядела параллель между судьбой героя фильма, и судьбой президента, что явилось одним из факторов, придавших картине «культовый статус».
Владимир Жерехов