Привет! Сегодня расскажу об одном очень интересном эффекте, свойственном для человеческой психики – эффекте пренебрежения знаменателем. Затем обсудим, как копирайтеру можно использовать этот эффект c пользой в текстах. Поехали!
Представьте: в тексте вам встречаются 2 описания возможного риска:
«Вакцина, предотвращающая развитие коронавируса, в 0,001% случаев приводит к инвалидности»
«Один человек из 100000, привитых этой вакциной, навсегда останется инвалидом»
Если вы думаете как большинство людей, вторая формулировка вызовет больше отторжения. Хотя, с математической точки зрения, они абсолютно идентичны.
Так в чем же дело?
Второе описание вызывает в мозгу образ человека, искалеченного вакциной, а 99999 выздоровевших людей будто и не существует.
Эффект пренебрежения знаменателем гласит, что маловероятные события получают гораздо большее значение, если о них говорят в рамках количества (сколько из). А если вы говорите в абстрактных терминах – «риск», «шанс», «вероятность» (насколько вероятно), то тот же самый текст воспринимается менее значимо.
Мозг человека лучше справляется с частностями (например, конкретный человек, предмет или явление), чем с категориями (человечество, виды и группы).
Как это можно использовать копирайтеру?
Когда вы говорите о преимуществах продукта в цифрах, используйте частности:
«97 изделий из 100 полностью готовы к использованию прямо здесь и сейчас».
Когда вы говорите о недостатках продукта, используйте категории:
«Вероятность брака на производстве равна всего 3%».