Портрет Моны Лизы, написанный Леонардо да Винчи в 1503 году, можно назвать одной самых загадочных картин. К ней приковано внимание искусствоведов и ученых всего мира. И для каждого из них у нее припасен свой секрет.
Об этом свидетельствует и недавнее открытие, совершенное инженером из Франции Паскалем Коттом. При помощи сверхчувствительной камеры Lumiere Technology собственного изготовления эксперт обнаружил под слоями краски набросок, сделанный углем в технике спольверо. Да Винчи делал проколы в холсте по контуру рисунка и при помощи угольной пыли наносил эскиз на полотно. Котт считает, что великий мастер таким образом создавал копии Джоконды, одна из которых находится в музее Прадо в Мадриде, пишет ARTnews.
На угольном наброске француз обнаружил шпильку в прическе Моны Лизы. И эта находка лишь добавила вопросов. Такие аксессуары были не популярны во Флоренции времен создания портрета. Об этом инженер рассказал в интервью изданию Express. По мнению Паскаля Котта, это деталь может служить некой аллегорией, поскольку схожие украшения встречаются на изображениях Девы Марии или богинь. Также исследователь отметил, что на угольном эскизе у Джоконды другой поворот головы и иное положение руки.
Однако это не единственное изменение, которое Леонардо внес в шедевр. В 2006 году ученые из Канады под слоями краски нашли кружева на платье Моны Лизы, покрывало на коленях. И еще художник внес правки в положение пальцев на левой руке. А в 2015 году все тот же Паскаль Котт нашел под картиной как минимум еще четыре женских портрета. На одном из них героиня обладала миниатюрными чертами лица и не улыбалась. Эта находка заставила пересмотреть теории о личности Моны Лизы.
По словам Котта, все это говорит о том, что портрет был долгим творческим процессом и создавался в несколько этапов. Ученый высказал предположение, что Леонардо искал образ идеальной женщины.