Наши подписчики проявили интерес к нашему общему рассказу про проективные методики в маркетинговых исследованиях (прочитать его можно вот тут). Что нас, конечно же, очень обрадовало! Поэтому мы решили пройтись по некоторым из таких методик отдельно - в этот раз рассказываем про Bubbles, или "Мыльные пузыри"!
Методика "Bubbles" ("мыльные пузыри" или "облака") используется в качественных исследованиях для того, чтобы лучше понять восприятие бренда, товара или услуги.
Эта методика, как и другие, используются для того чтобы повлиять на степень искренности высказываний респондентов. Применяя их, мы как бы помогаем опрашиваемым выражать мнение более открыто. И из этого часто получаются очень ценные инсайты!
Чаще всего респонденту дается рисунок с изображением какой-то ситуации, которая имеет отношение к теме исследования. На рисунке изображен человечек, а рядом с ним - "облачко" с репликой. Задача респондента - придумать, что этот человечек мог бы сказать в такой ситуации, и заполнить это облачко репликой.
На рисунке, например, может быть изображена ситуация покупки. Скажем, человечек стоит перед полкой в магазине и выбирает какой-то продукт, и респонденту нужно описать его мысли и желания в этот момент. Ниже вы увидите один из примеров выполнения такого упражнения: девушка стоит перед полкой, видит надпись на стенде, а респондент заполняет ее "облачко" той мыслью, которая могла бы прийти ей в голову после того, как она видит надпись.
Также, допустим, это может быть диалог между представителем бренда и клиентом. Респонденту в данном случае нужно придумать ответ на вопрос, который задает ему этот человек:
Плюс этой методики в том, что респондент как бы прячется за образ человечка на рисунке и более свободно высказывает свои мысли. Но при этом он все равно ассоциирует себя с персонажем, поэтому в написанной им реплике можно найти много интересного о том, что он действительно думает.
Когда лучше использовать эту методику? В те моменты, когда респонденту трудно быть откровенным, потому что он боится кого-то обидеть. Почему, например, некоторые люди предпочитают заканчивать отношения в переписке? Потому что многие вещи говорить в лицо труднее, чем писать. Примерно тот же принцип работает и здесь: обычная психология🙃 Поверьте: если даже интервьюер не имеет никакого отношения к бренду, о котором он говорит с респондентом, то это не значит, что респондент разоткровенничается. Многим людям очень трудно свободно высказывать любые каверзные вещи, пусть они даже и не относятся к кому-либо лично!
Вспоминается случай из личного опыта: однажды у нас было исследование, в ходе которого мы опрашивали врачей о визитах медицинских представителей. Мы дали им это задание, в котором моделировалась ситуация визита. На изображении было 2 облачка: одно - то, что врач говорит мед. представителю, а другое - то, что он в этот момент думает. И да, так мы узнали много веселого об истинном отношении врачей к визитам :) (шёпотом: самая частая фраза - это "Когда вы уже уйдете и дадите мне поработать?)
Пожалуйста, ставьте лайк, если вам понравилась публикация, и подписывайтесь на наш канал!
А если вы хотите узнать о маркетинговых исследованиях еще больше, то заходите в наш блог!
Также читайте:
Какой вид маркетингового исследования выбрать?
Какова стоимость маркетингового исследования?