Американские психологи попытались выяснить, в чем секрет заметного превосходства детей из Азии в учебе, которое они демонстрируют как в школах, так и вузах. Выводы, к которым пришли ученые, не укладываются в привычный набор американских ценностей.
Группа ведущих американских специалистов в области детской психологии и особенностей развития изучила поведение американских детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Выводы подтвердили очевидное: с девочками хлопот меньше — их поведение, как правило, вызывает меньше нареканий у родителей и учителей, и они лучше справляются со своими эмоциями.
Однако, когда ученые наблюдали за детьми той же возрастной группы из азиатских стран — Тайваня, Южной Кореи и Китая, — им открылась совершенная иная картина: поведение девочек и мальчиков мало чем отличалось с точки зрения умения владеть своими эмоциями и контролировать поведение в социуме, в первую очередь в школе.
Почему американские ученые решили провести такое исследование? Одна из основных причин — заметное превосходство детей из Азии в учебе. Общеизвестный факт последних лет, что дети из азиатских стран обогнали детей из стран западного мира по успеваемости на многих этапах обучения — как в школе, так и в вузах.
Ученые решили начать с малышей, чтобы разобраться, в чем же различия между американскими и азиатскими детьми — возможно, в этом кроется разгадка экономического успеха Азии?
В исследовании приняли участие 814 детей из США, Тайваня, Южной Кореи и Китая. Его результаты продемонстрировали серьезные различия в умении контролировать свое поведение среди американских девочек в отличие от мальчиков, и никаких половых различий в этом смысле среди детей из Азии.
Поведение детей оценивалось на основании как прямого наблюдения, так и по описанию учителей и результатам заданий на готовность к школе. Оценивалась также способность контролировать свои эмоции, следовать указаниям старших и усердно выполнять задания.
Одно любопытное замечание: не смотря на то, что по результатам заданий, определяющих готовность детей к школе, азиатские дети не продемонстрировали никаких особенных различий, в том, как азиатские учителя оценивали поведение девочек, чувствовалось субъективное отношение.
Дело в том, что учителя оценивают поведение детей в обстановке классной комнаты, которая имеет очень много стимулирующих и отвлекающих моментов. К тому же, сами исследователи считают, что в Азии к поведению девочек предъявляется больше требований в отличие от мальчиков, которым позволено больше — девочки должны вести себя тихо, скромно и не шуметь.
Общие выводы ученых по результатам наблюдений примечательны. Вывод первый — способность к саморегуляции уже в таком юном возрасте, а именно умение внимательно слушать, контролировать свои эмоции и импульсы, быть усидчивым при выполнении заданий, — все это неизбежно сказывается на успеваемости и коррелирует с оценками.
Вывод второй вытекает из первого — с детьми необходимо заниматься с раннего возраста, стараясь выработать у них все вышеперечисленные навыки, поскольку их основы закладываются именно в детстве, еще до школы.
И главное. Вероятно, считают американские детские психологи, что успехи азиатских детей, которые поступают в лучшие вузы мира и там показывают высокие результаты, объясняют высокие темпы развития экономики и науки в Азии.
Эти успехи напрямую зависят от того, какие навыки и нормы поведения в социуме закладываются в раннем детстве и в последующие годы, независимо от пола ребенка.
Означает ли это признание более мудрыми методы воспитания детей в Азии, по сравнению с полной свободой при воспитании в западных обществах, психологи корректно умолчали.
Результаты исследования опубликованы в Early Childhood Research Quarterly.